1. Что относится к правоустанавливающим и правоудостоверяющим документам?
В настоящее время правовые основы и основные принципы осуществления инвестиций на территории Республики Беларусь, привлечение инвестиций в экономику Республики Беларусь, обеспечение гарантий, прав, свобод и законных интересов инвесторов устанавливаются:
Законом Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 53-З «Об инвестициях» (в редакции Закона Республики Беларусь от 8 января 2024 г. № 350-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об инвестициях»);
постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 сентября 2024 г. № 650 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь от 8 января 2024 г. № 350-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об инвестициях»;
постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 июня 2024 г. № 417 «О приоритетных видах деятельности для осуществления инвестиций».
Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 53-З «Об инвестициях» (далее – Закон), кроме прочего, устанавливает способы и принципы осуществления инвестиций, приоритетные виды деятельности (секторы экономики) для осуществления инвестиций, а также ограничения при осуществлении инвестиций.
Закон устанавливает права и обязанности инвесторов, гарантии прав инвесторов и защиту инвестиций, льготы и преференции, иные меры государственной поддержки инвесторов.
Кроме этого, Закон подробно рассматривает реализацию на территории Республики Беларусь инвестиционных проектов посредством заключения инвестиционных договоров, льготы и преференции, предоставляемые в рамках инвестиционных договоров.
В целях реализации Закона постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 сентября 2024 г. № 650 (далее – Постановление) утверждены:
Положение о порядке заключения, изменения и прекращения инвестиционных договоров;
Положение о порядке принятия решений о включении инвестиционного проекта в перечень преференциальных инвестиционных проектов и об исключении из него, о продлении срока реализации преференциального инвестиционного проекта;
Положение о порядке проведения конкурсов по выбору инвестора (инвесторов) для заключения инвестиционного договора, по выбору юридического лица или индивидуального предпринимателя для реализации преференциального инвестиционного проекта;
Положение о порядке проведения конкурса по реализации инвестиционного проекта в рамках специального инвестиционного договора;
Положение о порядке, размере и условиях возмещения инвестору (инвесторам) и (или) реализующей организации затрат (части затрат), связанных с созданием объектов (их частей) магистральной инженерной инфраструктуры, распределительной инженерной инфраструктуры и распределительной транспортной инфраструктуры;
Положение о порядке возмещения Республике Беларусь сумм льгот и (или) преференций, предоставленных в связи с заключением инвестиционного договора или реализацией преференциального инвестиционного проекта, освобождения от возмещения, предоставления рассрочки (отсрочки) возмещения Республике Беларусь сумм льгот и (или) преференций, предоставленных в связи с заключением инвестиционного договора, освобождения от уплаты, предоставления рассрочки (отсрочки) уплаты неустойки (штрафа, пени), предусмотренной инвестиционным договором;
Положение о порядке согласования перечня товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных на территории Республики Беларусь (ввезенных на территорию Республики Беларусь) и использованных для строительства, оснащения объектов, предусмотренных инвестиционным договором либо преференциальным инвестиционным проектом;
Положение о порядке продажи незаконсервированного объекта незавершенного строительства с публичных торгов;
Положение о порядке ведения Государственного реестра инвестиционных договоров, перечня преференциальных инвестиционных проектов, включая предоставление сведений из них;
Положение о порядке и размере оказания государственной финансовой поддержки в виде предоставления бюджетных трансфертов на возмещение части затрат по инвестиционным проектам, реализуемым на территории отдельных административно-территориальных единиц;
Положение о порядке формирования перечня инвестиционных проектов, претендующих на оказание государственной финансовой поддержки в виде предоставления бюджетных трансфертов на возмещение части затрат по инвестиционным проектам, реализуемым на территории отдельных административно-территориальных единиц.
Кроме этого, Постановлением определены:
Перечень административно-территориальных единиц, на территории которых устанавливаются особенности заключения инвестиционных договоров, предоставления льгот и (или) преференций, иные меры государственной поддержки при реализации инвестиционных проектов;
условия (критерии), которым должен соответствовать инвестиционный проект, претендующий на оказание поддержки в виде бюджетных трансфертов на возмещение части затрат по инвестиционным проектам, реализуемым на территории отдельных административно-территориальных единиц.
С более подробной информацией об условиях и возможностях осуществления инвестиций на территории Республики Беларусь, привлечении инвестиций в экономику Республики Беларусь, обеспечении гарантий, прав, свобод и законных интересов инвесторов можно ознакомиться на официальном сайте Национального агентства инвестиций и приватизации Республики Беларусь https://investinbelarus.by/
Существуют следующие варианты принятия электросетевых объектов на баланс энергоснабжающих организаций:
принятие построенных и зарегистрированных в установленном порядке электросетевых объектов;
принятие завершенных строительством, но не зарегистрированных в установленном порядке электросетевых объектов, на основании акта о передаче затрат, произведенных при создании объекта, и документов, подтверждающих завершение их строительства и соответствие проектной документации.
Нормативные правовые акты, регламентирующие порядок принятия электросетевых объектов:
Гражданский кодекс Республики Беларусь;
Закон Республики Беларусь от 22 июля 2002 г. №133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним»;
Указ Президента Республики Беларусь от 19 сентября 2022 г. № 330 «О распоряжении имуществом»;
Кодекс Республики Беларусь 17 июля 2023 г. N 289-З «об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности»;
Указ Президента Республики Беларусь от 30 мая 2023 г. № 155 «О садоводческих товариществах»;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 ноября 2019 г. № 767 «О порядке подготовки проектов решений о распоряжении имуществом, а также о его приобретении в собственность Республики Беларусь»;
Постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29 апреля 2011 г. №13 «Об установлении форм первичных учетных документов в строительстве»;
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 22 апреля 2011 г. №23 «Об установлении форм акта о приеме-передаче основных средств, акта о приеме-передаче нематериальных активов и утверждении Инструкции о порядке заполнения акта о приеме-передаче основных средств и акта о приеме-передаче нематериальных активов»;
Инструкция о порядке определения стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утвержденная постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.05.2024 № 53 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования фактической стоимости строительства объекта в бухгалтерском учете».
Критерии оценки возможности безвозмездного принятия электросетевых объектов на баланс энергоснабжающих организаций:
территориальное расположение электросетевого объекта в зоне ответственности областного предприятия электроэнергетики;
непосредственное подключение принимаемых на баланс электросетевых объектов к электрическим сетям областного предприятия электроэнергетики, осуществляющего приёмку;
технически исправное состояние и пригодность для дальнейшей безопасной эксплуатации.
Электросетевые объекты, не подлежащие принятию на баланс энергоснабжающих организаций:
объекты, находящиеся на момент приема-передачи в неудовлетворительном техническом состоянии, физически изношенные и морально устаревшие;
объекты, время эксплуатации которых превысило расчетный период, заложенный в нормы амортизационных отчислений на реновацию;
объекты, находящиеся на закрытой территории предприятий или на иной охраняемой территории с режимной пропускной системой;
внутрицеховые распределительные сети напряжением 0,4-10 кВ, трансформаторные подстанции, а также встроенные в производственные цеха предприятий.
- обращение в филиал «Электрические сети» республиканского унитарного предприятия электроэнергетики;
- комиссионное обследование подлежащего передаче электросетевого объекта;
- принятие комиссией решения о целесообразности приёмки электросетевого объекта;
- подготовка и направление пакета документов, необходимых для принятия решения о передаче электросетевого объекта;
- принятие электросетевого объекта на баланс энергоснабжающей организации.
Перечень документов, необходимых для принятия на баланс энергоснабжающей организации зданий, сооружений, передаточных устройств от юридических лиц, в том числе, коммунальной формы собственности, определен пунктом 13.2 Порядка подготовки проектов решений о распоряжении имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 ноября 2019 г. №767.
Перечень документов, необходимых для принятия на баланс оборудования от юридических лиц, в том числе, коммунальной формы собственности, определен пунктом 20 Порядка.
Перечень документов, необходимых для принятия на баланс зданий, сооружений, передаточных устройств от организаций республиканской формы собственности определен пунктом 9 Порядка.
Перечень документов, необходимых для принятия на баланс оборудования от организаций республиканской формы собственности определен пунктом 18 Порядка.
Принятие электросетевых объектов, завершенных строительством, но не зарегистрированных в установленном порядке в качестве объектов недвижимого имущества, осуществляется на основании акта о передаче затрат в соответствии со статьей 119 Кодекса Республики Беларусь 17 июля
2023 г. N 289-З «об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности».
Пунктом 150 Правил электроснабжения определено, что организация эксплуатации средств расчетного учета должна осуществляться в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов.
Ремонтное и метрологическое обслуживание, восстановление, проверку работоспособности, плановую замену средств расчетного учета, включая АСКУЭ, измерительные трансформаторы тока (напряжения), счетчики, устройства сбора и передачи данных, обеспечивает организация, в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении которой находятся данные средства (приборы, устройства).
Таким образом, ответственность за соблюдение сроков метрологической поверки средства расчетного учета несет абонент.
Согласно пункту 5.12.8 ТКП 181-2009 (02230) «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденного и введенного в действие постановлением Министерства энергетики Республики Беларусь от 20.05.2009 № 16, все средства измерений и учета электрической энергии, а также информационно-измерительные системы должны быть в исправном состоянии и готовыми к работе. На время ремонта средств измерений или учета при работающем технологическом энергооборудовании вместо них должны быть установлены резервные средства. По согласованию с энергоснабжающей организацией допускается работа без расчетных средств до их замены, но не более одного месяца.
На основании требований пункта 198 Правил электроснабжения и пункта 8 Инструкции о порядке перерасчетов (расчетов) за потребленную (потребляемую) электрическую энергию (мощность) в случаях ее самовольного (бездоговорного), безучетного потребления и при иных нарушениях в работе средств расчетного учета электрической энергии и мощности, утвержденной постановлением Министерства энергетики Республики Беларусь от 29.01.2016 № 5, со дня составления акта до момента устранения безучетного потребления (но не более одного расчетного периода) плата за потребляемую электрическую энергию (мощность) для абонента (юридического лица или индивидуального предпринимателя) исчисляется исходя из среднесуточного потребления электрической энергии за предыдущий расчетный период до обнаружения безучетного потребления либо расчетный период после устранения безучетного потребления, но не менее предусмотренного на текущий расчетный период в договоре электроснабжения, договоре электроснабжения с владельцем блок-станции, и договорной величины активной мощности по тарифу на электрическую энергию (мощность) для данной тарифной группы потребителей на день платежа.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.9. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, эксплуатация средств измерений, предназначенных для применения при измерениях в сфере законодательной метрологии, без прохождения государственной поверки, а средств измерений, применяемых в аккредитованных испытательных лабораториях (центрах), – без прохождения государственной поверки или калибровки, либо применение при измерениях в сфере законодательной метрологии методик (методов) измерений, не прошедших аттестацию, либо применение при измерениях в сфере законодательной метрологии стандартных образцов, не прошедших утверждение типа, – влекут наложение штрафа до тридцати базовых величин.
Для получения технических условий на присоединение электроустановок потребителя к электрической сети субъектам хозяйствования необходимо обращаться в местный исполнительный и распорядительный орган (исполком) с заявлением на осуществление административной процедуры, предусмотренных в подпункте 3.16.1 пункта 3, подпунктах 16.7.3 или 16.7.4 пункта 16.7 единого перечня административных процедур, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548.
С 16.02.2019 вступило в силу постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2018 г. № 785 «О внесении дополнения и изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 февраля 2007 г. № 223 и от 17 февраля 2012 г. № 156.
С началом действия данного документа субъекты хозяйствования должны получать технические условия на присоединение электроустановок потребителя к электрической сети, в составе разрешительной документации на проектирование, возведение, реконструкцию, реставрацию, благоустройство на землях общего пользования объекта, снос, выдаваемой местным исполнительным и распорядительным органом.
Энергоснабжающими организациями РУП-облэнерго расчет стоимости потребленной и неоплаченной (недоплаченной) электрической энергии (мощности) в случаях ее самовольного (бездоговорного), безучетного потребления и при иных нарушениях в работе средств расчетного учета производится согласно Инструкции о порядке перерасчетов (расчетов) за потребленную (потребляемую) электрическую энергию (мощность) в случаях ее самовольного (бездоговорного), безучетного потребления и при иных нарушениях в работе средств расчетного учета электрической энергии и мощности, утвержденной постановлением Министерства энергетики Республики Беларусь от 29 января 2016 г. № 5.
Разрешение данного вопроса возможно в рамках исполнения договора электроснабжения, заключенного между абонентом РУП-облэнерго. Взаимоотношения между потребителями электрической энергии и энергоснабжающими организациями также регламентируются требованиями Правил электроснабжения, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2011 г. № 1394, Гражданского кодекса Республики Беларусь, иных нормативных правовых актов.
Таким образом, рассмотрение подобных обращений по существу и принятие решения по рассматриваемому вопросу находится в исключительной компетенции РУП-облэнерго.
В случае несогласия абонента (потребителя) с решением РУП-облэнерго по рассматриваемому вопросу данное решение может быть обжаловано в судебном порядке на основании положений Гражданского кодекса Республики Беларусь.
В Республике Беларусь садоводческие товарищества (далее – СТ), дачные кооперативы рассчитываются за потребленную электрическую энергию по тарифам, устанавливаемым на уровне тарифов на электрическую энергию для населения. Это определено нормами постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 27.02.2017 № 16.
Вместе с тем, СТ является юридическим лицом, имеет обособленное имущество и самостоятельный баланс, что следует из Положения о садоводческом товариществе, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 30 мая 2023 г. № 155 «О садоводческих товариществах» (далее – Указ). Применительно к рассматриваемому вопросу это означает следующее.
В силу сложившейся конфигурации распределительных электрических сетей электроснабжение практически всех садоводческих товариществ осуществляется от воздушных линий электропередачи напряжением 10 кВ (далее – ВЛ-10 кВ), находящихся на балансе энергоснабжающих организаций РУП-облэнерго, по следующей схеме. К ВЛ-10 кВ присоединяется отпайка длиной от нескольких десятков до нескольких сотен метров, к которой, в свою очередь, присоединяется комплектная понижающая трансформаторная подстанция напряжением 10/0,4 кВ (далее – КТП). К данной КТП присоединяются воздушные линии электропередачи напряжением 0,4 кВ (далее – ВЛ-0,4 кВ), от которых происходит непосредственное электроснабжение садовых домиков. Граница раздела балансовой принадлежности электрической сети, как правило, находится в точке присоединения отпайки к ВЛ-10 кВ. Это означает, что отпайка от ВЛ-10 кВ, КТП и ВЛ-0,4 кВ находятся на балансе (в собственности) СТ.
СТ, как юридическое лицо, при оплате потребленной электроэнергии должно производить расчеты по показаниям расчетного электросчетчика, местом расположения которого должна являться граница раздела балансовой принадлежности электрической сети. Как мы выяснили выше, граница раздела балансовой принадлежности электрической сети для садоводческого товарищества находится в электрической сети напряжением 10 кВ. Однако в схемах электрической сети, традиционно применяемых для электроснабжения садоводческих товариществ, организация учета электрической энергии на стороне 10 кВ не представляется возможной. В связи с этим расчетный электросчетчик устанавливается в распределительном устройстве КТП на стороне 0,4 кВ.
Расчетный электросчетчик СТ учитывает суммарное количество электрической энергии, потребленной электроприемниками всех садовых домиков, и потери электроэнергии во всех ВЛ-0,4 кВ, по которым осуществляется транспортировка электроэнергии от КТП до садовых домиков. При этом СТ должно дополнительно оплатить потери электрической энергии в отпайке от ВЛ-10 кВ и потери электрической энергии в силовом трансформаторе КТП, поскольку эти элементы электрической сети находятся на балансе СТ, а потери электроэнергии в них расчетным электросчетчиком не учитываются.
Таким образом, кроме оплаты электрической энергии, учтенной электросчетчиком садового домика, каждый член СТ обязан принять долевое участие в покрытии затрат на оплату потерь электрической энергии, возникающих в ВЛ-0,4 кВ, в силовом трансформаторе КТП и в отпайке от ВЛ-10 кВ. Членам товарищества также необходимо компенсировать затраты на электрическую энергию, потребленную электроприемниками уличного освещения, здания сторожки, водонапорной башни и других объектов СТ.
Отмечаем, что на основании требований Положения о порядке передачи в собственность Республики Беларусь линий электропередачи и трансформаторных подстанций садоводческих товариществ, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 30 мая 2023 г. № 155, СТ в установленном порядке может передать свои высоковольтные электроустановки на баланс энергоснабжающей организации. После окончания передачи место установки средства расчетного учета электрической энергии совпадет с границей балансовой принадлежности электрической сети, и в адрес СТ энергоснабжающая организация не будет выставлять к оплате стоимость технологического расхода электрической энергии на ее транспортировку в высоковольтных электроустановках, ранее находившихся на балансе СТ.
Периодичность осуществления поверки средств измерений (межповерочный интервал), применяемых в сфере законодательной метрологии, устанавливается Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь (belgim.by). Срок проведения метрологической поверки электросчетчика зависит от его типа.
Для большинства электронных приборов учета электрической энергии (далее - ПУ), включенных в Государственный реестр средств измерений Республики Беларусь, межповерочный интервал составляет 8 лет.
Для юридических лиц и для бытовых абонентов, у которых приборы учета находятся в их собственности, проведение метрологической поверки электросчетчиков осуществляется:
- абонентами самостоятельно, с обязательным согласованием указанных работ с энергоснабжающей организацией;
- либо энергоснабжающей организацией на договорной основе в соответствии с пунктом 150 Правил электроснабжения, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2011 г. № 1394.
Метрологическое обслуживание находящихся на обезличенном обслуживании, а также переданных на баланс энергоснабжающей организации электросчетчиков граждан, использующих электрическую энергию для бытового потребления, осуществляется за счет средств энергоснабжающей организации.
Организациями, проводящими метрологическую поверку, являются:
- региональные органы Государственного комитета по стандартизации;
- или цеха по ремонту и обслуживанию приборов учета электрической энергии энергоснабжающих организаций с привлечением региональных органов Государственного комитета по стандартизации.
Конкретные адреса региональных организаций, предоставляющих услуги по поверке средств измерений, предназначенных для применения в сфере законодательной метрологии, можно узнать в сбытовых подразделениях энергоснабжающих организаций.
А. В случае необходимости проведения ремонта необходимо обратиться в сбытовые подразделения энергоснабжающих организаций для подачи письменного заявления о распломбировке счетчика, с целью последующего выезда представителя энергоснабжающей организации для проверки счетчика, его распломбировки и составления Акта (перевод абонента в разряд безучетных).
Б. В случае возгорания в контактном узле. В соответствии с пунктом 157 Правил электроснабжения для устранения аварийных ситуаций абонент имеет право снять пломбу (пломбы) энергоснабжающей организации с сообщением об этом в течение суток в энергоснабжающую организацию.
В. В случае обнаружения отсутствия пломбы по неизвестным причинам. В соответствии с пунктом 218 Правил электроснабжения гражданин, в случае обнаружения повреждения средства расчетного учета и (или) срыва пломбы (пломб), установленной (установленных) на таком средстве, а также на автоматическом выключателе и других коммутационных аппаратах, обязан сообщить об этом в энергоснабжающую организацию.
Фиксация и контроль за ходом рассмотрения обращений потребителей по вопросам опломбировки средств расчетного учета электрической энергии осуществляется ведением специальных журналов. Для юридических лиц также производится регистрация в журналах входящей корреспонденции писем.
Справочно: система звукозаписи установлена на всех номерах телефонов в абоненских отделах РЭС РУП «Гродноэнерго», в Сервисно-расчетном центре филиала «Энергосбыт» РУП «Гомельэнерго», в справочных службах филиала «Энергосбыт» РУП «Минскэнерго».
В соответствии с пунктом 240 Правил электроснабжения потребитель несет ответственность за повреждение или срыв пломбы, наложенной представителем энергоснабжающей организации, в соответствии с законодательством.
«Повреждение или срыв пломб, наложенных энергоснабжающей организацией в соответствии с пунктом 3.9. Правил электроснабжения является безучетным потреблением электрической энергии (мощности).
В соответствии с пунктом 215 Правил электроснабжения при безучетном потреблении электрической энергии, подтвержденном Актом, составленным энергоснабжающей организацией в присутствии гражданина (абонента) или совершеннолетнего члена его семьи по форме, определяемой Министерством энергетики, энергоснабжающая организация производит перерасчет за предыдущие расчетные периоды начиная с даты:
последнего достоверного снятия и регистрации представителем энергоснабжающей организации показаний средства расчетного учета;
либо со дня предыдущей проверки средства расчетного учета, в том числе измерительных трансформаторов тока, если иной меньший срок документально не подтвержден абонентом (но не более срока исковой давности), в порядке, определенном Министерством энергетики, по тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание услуг электроснабжения.
Согласно пункту 154 Правил электроснабжения в случае установления факта безучетного потребления электрической энергии (мощности) устранение данного безучетного потребления (ремонт, замена, государственная поверка средства расчетного учета, восстановление электропроводки расчетного учета, пломб на средствах расчетного учета, коммутационных аппаратах или клеммниках, установленных в электрических схемах расчетного учета, на дверях ячеек с измерительными трансформаторами напряжения) производится за счет абонента.