1. Что относится к правоустанавливающим и правоудостоверяющим документам?

 

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона Республики Беларусь от 22 июля 2002 года «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации), вступившего в силу с 8 мая 2003 г., права, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество (земельные участки, капитальные строения, изолированные помещения, машино-места), подлежащие государственной регистрации, возникают, переходят, прекращаются с момента государственной регистрации соответственно их возникновения, перехода, прекращения и удостоверяются свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации.

Если регистрация прав на объект недвижимого имущества (капитальные строения, изолированные помещения) была произведена до вступления Закона о регистрации в силу (до 8 мая 2003 года), то произведенная регистрация подтверждаться регистрационным удостоверением либо проставленной на правоустанавливающем документе (договоре) регистрационной надписью.

В отношении земельного участка к правоудостоверяющим документам до 1 февраля 2006 г. относился государственный акт на земельный участок, а после 1 февраля 2006 г. - свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации (подпункт 1.2 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 28 января 2006 г. №58 «O некоторых вопросах изъятия и предоставления земельных участков»).

Отсутствие правоудостоверяющих документов по причине их утери не означает «отсутствие» либо недействительность произведенной ранее в установленном законодательством порядке регистрации.

В этом случае подлежащее государственной регистрации право на объект недвижимого имущества либо непосредственно регистрация создания (изменения) самого объекта недвижимого имущества могут быть подтверждены выпиской из регистрационной книги о правах, ограничениях (обременениях) прав на соответствующий объект недвижимого имущества.

Обращаем ваше внимание, что при возникновении необходимости в разъяснении вопросов о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним вам следует обращаться в территориальную организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
2. Как инвестировать в экономику Беларуси?
 

В целях осуществления инвестиций в экономику страны и реализации конкретного инвестиционного проекта юридические лица (индивидуальные предприниматели) (далее - инвесторы) имеют право на заключение инвестиционного договора с Республикой Беларусь.

Для заключения инвестиционного договора инвестор (инвесторы) обращается с заявлением о заключении инвестиционного договора, подписанным инвестором (инвесторами):

в государственный орган, исполком в соответствии с их компетенцией - в случае, если инвестор (инвесторы) и (или) организация, реализующая инвестиционный проект, не претендуют на предоставление земельного участка для строительства объектов, предусмотренных в инвестиционном проекте;

в государственный орган, исполком, указанные в перечне участков, предназначенных для последующего предоставления инвесторам и (или) организациям для строительства объектов, предусмотренных заключенными с Республикой Беларусь инвестиционными договорами, - в случае, если инвестор (инвесторы) и (или) организация претендуют на предоставление земельного участка для строительства объектов, предусмотренных в инвестиционном проекте.

От имени инвестора (инвесторов) заявление может быть представлено в государственный орган или исполком организацией или иным уполномоченным инвестором (инвесторами) лицом.

Документы, прикладываемые к заявлению:

  • проект инвестиционного договора, подписанный инвестором (инвесторами), в том числе его электронная копия;
  • оформленная в соответствии с установленными законодательством требованиями копия (без нотариального засвидетельствования) свидетельства о государственной регистрации инвестора (инвесторов) (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - резидентов Республики Беларусь), выписка из торгового регистра страны места нахождения инвестора (инвесторов) или иное эквивалентное доказательство юридического статуса инвестора (инвесторов) в соответствии с законодательством страны его места нахождения (для юридических лиц - нерезидентов Республики Беларусь, иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами), выданные не позднее трех месяцев до даты регистрации заявления о заключении инвестиционного договора;
  • заверенная в установленном порядке копия документа, удостоверяющего личность инвестора (инвесторов) (для физических лиц);
  • оформленные в соответствии с установленными законодательством требованиями копии (без нотариального засвидетельствования) документов, подтверждающих намерения инвестора (инвесторов) заключить инвестиционный договор, а также документов, подтверждающих полномочия лица (лиц), подписавшего проект инвестиционного договора, на его подписание (для юридических лиц, иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами);
  • оформленные в соответствии с установленными законодательством требованиями копии (без нотариального засвидетельствования) учредительных документов инвестора (инвесторов) (для юридических лиц, иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами);
  • оформленные в соответствии с установленными законодательством требованиями копии (без нотариального засвидетельствования) аудиторского заключения (для юридических лиц - резидентов Республики Беларусь), или заключения по результатам проведения финансового Due Diligence, или аудиторского заключения международного стандарта ISA 700 с переводом на белорусский или русский язык (для юридических лиц - нерезидентов Республики Беларусь, иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами) за два года, предшествующих дате регистрации заявления о заключении инвестиционного договора, а для инвестора (инвесторов), с даты создания которого прошло менее двух лет, - за период деятельности, содержащих оценку финансового состояния инвестора (инвесторов), его возможностей по осуществлению заявленных инвестиций, выписка банка об остатке денежных средств на банковском счете, письма банков и (или) иные документы (при их наличии), подтверждающие намерения кредиторов (банков), других лиц предоставить средства для реализации инвестиционного проекта в форме кредитов, займов, ссуд с указанием ориентировочных сумм предоставляемых средств и условий их предоставления;
  • финансово-экономическое обоснование инвестиционного проекта, содержащее сведения об объекте осуществления инвестиций, сроке реализации инвестиционного проекта и ожидаемом социально-экономическом эффекте, иную информацию, характеризующую инвестиционный проект (по усмотрению инвестора (инвесторов). Финансово-экономическое обоснование инвестиционного проекта составляется в соответствии с типовой формой, утверждаемой Министерством экономики, с учетом особенностей осуществления видов экономической деятельности в рамках инвестиционного проекта и специфики инвестиционного проекта.

ВАЖНО! В случае если проектом инвестиционного договора предусматривается предоставление инвестору и (или) организации, в установленном порядке созданной в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, льгот и преференций, не установленных законодательными актами, Декретом Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 и иными решениями Президента Республики Беларусь, к заявлению дополнительно прилагаются:

  • бизнес-план инвестиционного проекта, разработанный в соответствии с актами законодательства;
  • иные документы, необходимые для проведения государственной комплексной экспертизы инвестиционного проекта в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

В случае представления заявления о заключении инвестиционного договора и (или) документов, указанных в части первой настоящего пункта, не на государственных языках Республики Беларусь такие заявление и (или) документы должны быть переведены на белорусский или русский язык. Верность перевода или подлинность подписи переводчика должна быть засвидетельствована нотариально.

Документы, выданные на территории другого государства, должны быть легализованы в дипломатических представительствах или консульских учреждениях Республики Беларусь, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь.

Справочно
В случае если инвестором (инвесторами) представлен не весь комплект документов, а также в случае, если земельный участок, на предоставление которого претендует инвестор (инвесторы) и (или) организация, отсутствует в перечне участков для реализации инвестиционных проектов, заявление о заключении инвестиционного договора с прилагаемыми к нему документами в течение 5 рабочих дней с даты его регистрации возвращается инвестору (инвесторам) с указанием допущенных нарушений. После устранения указанных нарушений заявление о заключении инвестиционного договора может быть представлено повторно.

ВАЖНО! 
Если проектом инвестиционного договора предусматривается строительство энергообъекта, использующего возобновляемые источники энергии, в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.08.2015 № 662 инвестор до начала реализации инвестиционного проекта обязан на конкурсной основе получить соответствующие квоты.

Нормативные правовые акты, регламентирующие порядок заключения инвестиционного договора:

  • Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 53-З «Об инвестициях».
  • Декрет Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь»;
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19.07.2016 № 563 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10» (вместе с Положением о порядке заключения, изменения и прекращения инвестиционных договоров между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь; Положением о конкурсе по выбору инвестора (инвесторов) для заключения инвестиционного договора между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь; Положением о порядке ведения Государственного реестра инвестиционных договоров с Республикой Беларусь; Положением о порядке согласования перечня товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных на территории Республики Беларусь (ввезенных на территорию Республики Беларусь) и использованных для строительства, оснащения объектов, предусмотренных инвестиционным договором между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь; Положением о порядке возмещения, освобождения от возмещения, предоставления рассрочки (отсрочки) возмещения Республике Беларусь и ее административно-территориальным единицам сумм льгот и (или) преференций, освобождения от уплаты, предоставления рассрочки (отсрочки) уплаты неустойки (штрафа, пени), предусмотренной инвестиционным договором между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь.);
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.08.2015 № 662 «Об установлении и распределении квот на создание установок по использованию возобновляемых источников энергии».
3. Каков порядок безвозмездного принятия электросетевых объектов на баланс энергоснабжающих организаций, входящих в состав ГПО «Белэнерго»?
 

Существуют следующие варианты принятия электросетевых объектов на баланс энергоснабжающих организаций:
принятие построенных и зарегистрированных в установленном порядке электросетевых объектов;
принятие завершенных строительством, но не зарегистрированных в установленном порядке электросетевых объектов, на основании акта о передаче затрат, произведенных при создании объекта, и документов, подтверждающих завершение их строительства и соответствие проектной документации.

Нормативные правовые акты, регламентирующие порядок принятия электросетевых объектов:
Гражданский кодекс Республики Беларусь;
Закон Республики Беларусь от 22 июля 2002 г. №133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним»;
Указ Президента Республики Беларусь от 19 сентября 2022 г. № 330 «О распоряжении имуществом»;
Указ Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. №72 «О мерах по государственному регулированию отношений при размещении и организации строительства жилых домов, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры»;
Указ Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. №50 «О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ»;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 ноября 2019 г. № 767 «О порядке подготовки проектов решений о распоряжении имуществом, а также о его приобретении в собственность Республики Беларусь»;
Постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29 апреля 2011 г. №13 «Об установлении форм первичных учетных документов в строительстве»;
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 22 апреля 2011 г. №23 «Об установлении форм акта о приеме-передаче основных средств, акта о приеме-передаче нематериальных активов и утверждении Инструкции о порядке заполнения акта о приеме-передаче основных средств и акта о приеме-передаче нематериальных активов»;

Инструкция о порядке определения стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 14 мая 2007 г. №10.

Критерии оценки возможности безвозмездного принятия электросетевых объектов на баланс энергоснабжающих организаций:
территориальное расположение электросетевого объекта в зоне ответственности областного предприятия электроэнергетики;
непосредственное подключение принимаемых на баланс электросетевых объектов к электрическим сетям областного предприятия электроэнергетики, осуществляющего приёмку;
технически исправное состояние и пригодность для дальнейшей безопасной эксплуатации.

Электросетевые объекты, не подлежащие принятию на баланс энергоснабжающих организаций:
объекты, находящиеся на момент приема-передачи в неудовлетворительном техническом состоянии, физически изношенные и морально устаревшие;
объекты, время эксплуатации которых превысило расчетный период, заложенный в нормы амортизационных отчислений на реновацию;
объекты, находящиеся на закрытой территории предприятий или на иной охраняемой территории с режимной пропускной системой;
внутрицеховые распределительные сети напряжением 0,4-10 кВ, трансформаторные подстанции, а также встроенные в производственные цеха предприятий.

Порядок рассмотрения обращений о принятии на баланс электросетевых объектов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

  • обращение в филиал «Электрические сети» республиканского унитарного предприятия электроэнергетики;
  • комиссионное обследование подлежащего передаче электросетевого объекта;
  • принятие комиссией решения о целесообразности приёмки электросетевого объекта;
  • подготовка и направление пакета документов, необходимых для принятия решения о передаче электросетевого объекта;
  • принятие электросетевого объекта на баланс энергоснабжающей организации.

Перечень документов, необходимых для принятия на баланс энергоснабжающей организации зданий, сооружений, передаточных устройств от юридических лиц, в том числе, коммунальной формы собственности, определен пунктом 13.2 Порядка подготовки проектов решений о распоряжении имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 ноября 2019 г. №767.

Перечень документов, необходимых для принятия на баланс оборудования от юридических лиц, в том числе, коммунальной формы собственности, определен пунктом 20 Порядка.

Перечень документов, необходимых для принятия на баланс зданий, сооружений, передаточных устройств от организаций республиканской формы собственности определен пунктом 9 Порядка.

Перечень документов, необходимых для принятия на баланс оборудования от организаций республиканской формы собственности определен пунктом 18 Порядка.

Принятие электросетевых объектов, завершенных строительством, но не зарегистрированных в установленном порядке в качестве объектов недвижимого имущества, осуществляется на основании акта о передаче затрат в соответствии с пунктом 1.9 Указа Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. №72.

4. Какая ответственность за не прохождение в установленные сроки метрологической поверки электросчетчиков, принадлежащих юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям?
 
Использование счетчиков с истекшим сроком метрологической поверки в соответствии с пунктом 3.9. Правил электроснабжения является безучетным потреблением электрической энергии (мощности).
Пунктом 150 Правил электроснабжения определено, что организация эксплуатации средств расчетного учета должна осуществляться в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов.
Ремонтное и метрологическое обслуживание, восстановление, проверку работоспособности, плановую замену средств расчетного учета, включая АСКУЭ, измерительные трансформаторы тока (напряжения), счетчики, устройства сбора и передачи данных, обеспечивает организация, в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении которой находятся данные средства (приборы, устройства).
Таким образом, ответственность за соблюдение сроков метрологической поверки средства расчетного учета несет абонент.
Согласно пункту 5.12.8 ТКП 181-2009 (02230) «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденного и введенного в действие постановлением Министерства энергетики Республики Беларусь от 20.05.2009 № 16, все средства измерений и учета электрической энергии, а также информационно-измерительные системы должны быть в исправном состоянии и готовыми к работе. На время ремонта средств измерений или учета при работающем технологическом энергооборудовании вместо них должны быть установлены резервные средства. По согласованию с энергоснабжающей организацией допускается работа без расчетных средств до их замены, но не более одного месяца.
На основании требований пункта 198 Правил электроснабжения и пункта 8 Инструкции о порядке перерасчетов (расчетов) за потребленную (потребляемую) электрическую энергию (мощность) в случаях ее самовольного (бездоговорного), безучетного потребления и при иных нарушениях в работе средств расчетного учета электрической энергии и мощности, утвержденной постановлением Министерства энергетики Республики Беларусь от 29.01.2016 № 5, со дня составления акта до момента устранения безучетного потребления (но не более одного расчетного периода) плата за потребляемую электрическую энергию (мощность) для абонента (юридического лица или индивидуального предпринимателя) исчисляется исходя из среднесуточного потребления электрической энергии за предыдущий расчетный период до обнаружения безучетного потребления либо расчетный период после устранения безучетного потребления, но не менее предусмотренного на текущий расчетный период в договоре электроснабжения, договоре электроснабжения с владельцем блок-станции, и договорной величины активной мощности по тарифу на электрическую энергию (мощность) для данной тарифной группы потребителей на день платежа.
В соответствии с частью 2 статьи 23.13. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, применение в сфере законодательной метрологии неисправных средств измерений, средств измерений, не прошедших в установленном порядке поверку или калибровку, нарушение методик выполнения измерений либо правил пользования средствами измерений – влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.
5. Куда необходимо обращаться юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю для получения технических условий на присоединение электроустановок к электрической сети?
 

Для получения технических условий на присоединение электроустановок потребителя к электрической сети субъектам хозяйствования необходимо обращаться в местный исполнительный и распорядительный орган (исполком) с заявлением на осуществление административной процедуры, предусмотренных в подпункте 3.16.1 пункта 3, подпунктах 16.7.3 или 16.7.4 пункта 16.7 единого перечня административных процедур, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548.

6. Почему в настоящее время юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю для получения технических условий на присоединение электроустановок к электрической сети необходимо обращаться в местный исполнительный и распорядительный орган (исполком)?
 

С 16.02.2019 вступило в силу постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2018 г. № 785 «О внесении дополнения и изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 февраля 2007 г. № 223 и от 17 февраля 2012 г. № 156.

С началом действия данного документа субъекты хозяйствования должны получать технические условия на присоединение электроустановок потребителя к электрической сети, в составе разрешительной документации на проектирование, возведение, реконструкцию, реставрацию, благоустройство на землях общего пользования объекта, снос, выдаваемой местным исполнительным и распорядительным органом.

7. Кто отвечает за работу уличного освещения в сельских населенных пунктах?
 
Уличное освещение в сельских населенных пунктах относится к коммунально-бытовому обслуживанию населения и находится в компетенции государственных органов управления. В данном случае заказчиком и ответственным лицом по выполнению социального стандарта по уличному освещению выступает местный орган власти (сельский совет, сельский исполнительный комитет, районный исполнительный комитет). Филиалы «Электрические сети» РУП-облэнерго, выполняя письменные заявки местных органов власти, являются лишь техническими исполнителями в части эксплуатации уличного освещения.
8. Можно ли наносить надписи и изображения, включая рисунки-граффити на объекты электрических сетей, то есть художественно оформить фасады капитальных строений электросетевых объектов (зданий, сооружений).
 
Да, можно по согласованию с владельцем электрической сети и местным исполнительным и распорядительным органом.
9. Как рассматриваются обращения при несогласии абонента (потребителя) с суммой ущерба, причиненного энергоснабжающей организации в результате самовольного (бездоговорного) потребления электрической энергии?
 

Энергоснабжающими организациями РУП-облэнерго расчет ущерба, причиненного энергоснабжающей организации в результате самовольного (бездоговорного) потребления электрической энергии, производится согласно Инструкции о порядке перерасчетов (расчетов) за потребленную (потребляемую) электрическую энергию (мощность) в случаях ее самовольного (бездоговорного), безучетного потребления и при иных нарушениях в работе средств расчетного учета электрической энергии и мощности, утвержденной постановлением Министерства энергетики Республики Беларусь от 29 января 2016 г. № 5.

Разрешение данного вопроса возможно в рамках исполнения договора электроснабжения, заключенного между гражданином (бытовым абонентом) РУП-облэнерго. Взаимоотношения между потребителями электрической энергии и энергоснабжающими организациями также регламентируются требованиями Правил электроснабжения, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2011 г. № 1394, Гражданского кодекса Республики Беларусь, иных нормативных правовых актов.

Таким образом, рассмотрение подобных обращений по существу и принятие решения по рассматриваемому вопросу находится в исключительной компетенции РУП-облэнерго.

В случае несогласия гражданина с решением РУП-облэнерго по рассматриваемому вопросу данное решение может быть обжаловано в судебном порядке на основании положений Гражданского кодекса Республики Беларусь.

10. Из каких составляющих для членов садоводческого товарищества формируется сумма оплаты потребленной электроэнергии?
 

В Республике Беларусь садоводческие товарищества (далее – СТ), дачные кооперативы рассчитываются за потребленную электрическую энергию по тарифам, устанавливаемым на уровне тарифов на электрическую энергию для населения. Это определено нормами постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 27.02.2017 № 16.

Вместе с тем, СТ является юридическим лицом, имеет обособленное имущество и самостоятельный баланс, что следует из Положения о садоводческом товариществе, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 50 «О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ» (далее – Указ). Применительно к рассматриваемому вопросу это означает следующее.

В силу сложившейся конфигурации распределительных электрических сетей электроснабжение практически всех садоводческих товариществ осуществляется от воздушных линий электропередачи напряжением 10 кВ (далее – ВЛ-10 кВ), находящихся на балансе энергоснабжающих организаций РУП-облэнерго, по следующей схеме. К ВЛ-10 кВ присоединяется отпайка длиной от нескольких десятков до нескольких сотен метров, к которой, в свою очередь, присоединяется комплектная понижающая трансформаторная подстанция напряжением 10/0,4 кВ (далее – КТП). К данной КТП присоединяются воздушные линии электропередачи напряжением 0,4 кВ (далее – ВЛ-0,4 кВ), от которых происходит непосредственное электроснабжение садовых домиков. Граница раздела балансовой принадлежности электрической сети, как правило, находится в точке присоединения отпайки к ВЛ-10 кВ. Это означает, что отпайка от ВЛ-10 кВ, КТП и ВЛ-0,4 кВ находятся на балансе (в собственности) СТ.

СТ, как юридическое лицо, при оплате потребленной электроэнергии должно производить расчеты по показаниям расчетного электросчетчика, местом расположения которого должна являться граница раздела балансовой принадлежности электрической сети. Как мы выяснили выше, граница раздела балансовой принадлежности электрической сети для садоводческого товарищества находится в электрической сети напряжением 10 кВ. Однако в схемах электрической сети, традиционно применяемых для электроснабжения садоводческих товариществ, организация учета электрической энергии на стороне 10 кВ не представляется возможной. В связи с этим расчетный электросчетчик устанавливается в распределительном устройстве КТП на стороне 0,4 кВ. 

Расчетный электросчетчик СТ учитывает суммарное количество электрической энергии, потребленной электроприемниками всех садовых домиков, и потери электроэнергии во всех ВЛ-0,4 кВ, по которым осуществляется транспортировка электроэнергии от КТП до садовых домиков. При этом СТ должно дополнительно оплатить потери электрической энергии в отпайке от ВЛ-10 кВ и потери электрической энергии в силовом трансформаторе КТП, поскольку эти элементы электрической сети находятся на балансе СТ, а потери электроэнергии в них расчетным электросчетчиком не учитываются.

Таким образом, кроме оплаты электрической энергии, учтенной электросчетчиком садового домика, каждый член СТ обязан принять долевое участие в покрытии затрат на оплату потерь электрической энергии, возникающих в ВЛ-0,4 кВ, в силовом трансформаторе КТП и в отпайке от ВЛ-10 кВ. Членам товарищества также необходимо компенсировать затраты на электрическую энергию, потребленную электроприемниками уличного освещения, здания сторожки, водонапорной башни и других объектов СТ.

Отмечаем, что на основании требований Указа СТ в установленном порядке может передать свои высоковольтные электроустановки на баланс энергоснабжающей организации. После окончания передачи место установки средства расчетного учета электрической энергии совпадет с границей балансовой принадлежности электрической сети, и в адрес СТ не будет выставлять к оплате стоимость технологического расхода электрической энергии на ее транспортировку в высоковольтных электроустановках, ранее находившихся на балансе СТ.

11. Какие сроки проведения метрологической поверки электросчетчиков?
 

Периодичность осуществления поверки средств измерений (межповерочный интервал), применяемых в сфере законодательной метрологии, устанавливается Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь. Срок проведения метрологической поверки электросчетчика зависит от его типа. Для большинства электронных приборов учета электрической энергии (далее - ПУ), включенных в Государственный реестр средств измерений Республики Беларусь, межповерочный интервал составляет 8 лет. Для индукционных ПУ 1-фазных - 8 лет, для 3-фазных - 4 года.

Узнать межповерочный интервал счетчика электрической энергии можно из информации государственного реестра средств измерений, расположенного на официальном сайте Белорусского государственного института метрологии (http://www.belgim.by/1906/), указав в строке поиска реестра интересуемый тип электросчетчика.

12. Какой порядок прохождения метрологической поверки электросчетчиков?
 

Для юридических лиц и для бытовых абонентов, у которых приборы учета находятся в их собственности, проведение метрологической поверки электросчетчиков осуществляется:

  • абонентами самостоятельно, с обязательным согласованием указанных работ с энергоснабжающей организацией;
  • либо энергоснабжающей организацией на договорной основе в соответствии с пунктом 150 Правил электроснабжения, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2011 г. № 1394.

Метрологическое обслуживание находящихся на обезличенном обслуживании, а также переданных на баланс энергоснабжающей организации электросчетчиков граждан, использующих электрическую энергию для бытового потребления, осуществляется за счет средств энергоснабжающей организации.

13. Какие организации проводят метрологическую поверку электросчетчиков?
 

Организациями, проводящими метрологическую поверку, являются:

  • региональные органы Государственного комитета по стандартизации;
  • или цеха по ремонту и обслуживанию приборов учета электрической энергии энергоснабжающих организаций с привлечением региональных органов Государственного комитета по стандартизации.

Конкретные адреса региональных организаций, предоставляющих услуги по поверке средств измерений, предназначенных для применения в сфере законодательной метрологии, можно узнать в сбытовых подразделениях энергоснабжающих организаций.

14. Место обращения для прохождения процедуры метрологической поверки электросчетчиков в энергоснабжающую организацию (в разрезе регионов)?
 
Для процедуры поверки счетчиков электрической энергии потребители, при условии оформления договора на выполнение работ по ремонту, подготовке и поверке средств учета могут обращаться в структурные подразделения филиала «Энергосбыт» или районы электрических сетей (при отсутствии филиала «Энергосбыт»).
15. Какая стоимость проведения замены и метрологической поверки электросчетчиков для юридических и физических лиц?
 
Стоимость отпускных цен на услуги потребителям по обслуживанию средств учета электроэнергии, оказываемые подразделениями энергоснабжающих организаций, определена соответствующими прейскурантами.
16. Место обращения потребителя в случае необходимости снятия пломбы на электросчетчиках по различным причинам?
 

А. В случае необходимости проведения ремонта необходимо обратиться в сбытовые подразделения энергоснабжающих организаций для подачи письменного заявления о распломбировке счетчика, с целью последующего выезда представителя энергоснабжающей организации для проверки счетчика, его распломбировки и составления Акта (перевод абонента в разряд безучетных).

Б. В случае возгорания в контактном узле. В соответствии с пунктом 157 Правил электроснабжения для устранения аварийных ситуаций абонент имеет право снять пломбу (пломбы) энергоснабжающей организации  с сообщением об этом в течение суток в энергоснабжающую организацию.

В. В случае обнаружения отсутствия пломбы по неизвестным причинам. В соответствии с пунктом 218 Правил электроснабжения гражданин, в случае обнаружения повреждения средства расчетного учета и (или) срыва пломбы (пломб), установленной (установленных) на таком средстве, а также на автоматическом выключателе и других коммутационных аппаратах, обязан сообщить об этом в энергоснабжающую организацию.

17. Какой порядок фиксации и контроля за ходом рассмотрения обращения потребителя о необходимости опломбирования (есть ли звукозапись, запись в журнале, как доказать факт обращения?
 

Фиксация и контроль за ходом рассмотрения обращений потребителей по вопросам опломбировки средств расчетного учета электрической энергии осуществляется ведением специальных журналов. Для  юридических лиц также производится регистрация в журналах входящей корреспонденции писем.

Справочно: система звукозаписи установлена на всех номерах телефонов в абоненских отделах РЭС РУП «Гродноэнерго», в Сервисно-расчетном центре филиала «Энергосбыт» РУП «Гомельэнерго», в справочных службах филиала «Энергосбыт» РУП «Минскэнерго».

18. Какие меры ответственности потребителя за отсутствие пломб на электросчетчиках?
 

В соответствии с пунктом 240 Правил электроснабжения потребитель несет ответственность за повреждение или срыв пломбы, наложенной представителем энергоснабжающей организации, в соответствии с законодательством.

Повреждение или срыв пломб, наложенных энергоснабжающей организацией в соответствии с пунктом 3.9. Правил электроснабжения является безучетным потреблением электрической энергии (мощности). В соответствии с Постановлением № 571 факт безучетного потребления электроэнергии удостоверяется актом о бездоговорном (безучетном) потреблении электрической энергии (далее – Акт).

В соответствии с пунктом 215 Правил электроснабжения при безучетном потреблении электрической энергии, подтвержденном Актом, составленным энергоснабжающей организацией в присутствии гражданина (абонента) или совершеннолетнего члена его семьи по форме, определяемой Министерством энергетики, энергоснабжающая организация производит перерасчет за предыдущие расчетные периоды начиная с даты:

 последнего достоверного снятия и регистрации представителем энергоснабжающей организации показаний средства расчетного учета;

 либо со дня предыдущей проверки средства расчетного учета, в том числе измерительных трансформаторов тока, если иной меньший срок документально не подтвержден абонентом (но не более срока исковой давности), в порядке, определенном Министерством энергетики, по тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание услуг электроснабжения.

Согласно пункту 154 Правил электроснабжения в случае установления факта безучетного потребления электрической энергии (мощности) устранение данного безучетного потребления (ремонт, замена, государственная поверка средства расчетного учета, восстановление электропроводки расчетного учета, пломб на средствах расчетного учета, коммутационных аппаратах или клеммниках, установленных в электрических схемах расчетного учета, на дверях ячеек с измерительными трансформаторами напряжения) производится за счет абонента.

19. Какие сроки реализации обращения потребителя в энергоснабжающую организацию по опломбировке электросчетчика?
 

Реализация обращений юридических лиц по опломбировке электросчетчиков осуществляется, как правило, в срок не более 15 дней с даты поступления оплаты, либо при оказании услуг бюджетным организациям и сельскохозяйственным предприятиям - с даты регистрации заявки в журнале входящей корреспонденции.

Реализация обращений бытовых абонентов осуществляется в сроки:

  • до 15-ти дней для сельских населенных пунктов;
  • до 5-ти дней для  городов с даты регистрации заявки, либо в случае платной услуги – с даты оплаты.
20. Какая ответственность  потребителя за необеспечение доступа к электросчетчику для представителей энергоснабжающей организации?
 
В соответствии с пунктом 213 Правил электроснабжения в случае необеспечения в течение двух расчетных периодов (месяцев) доступа уполномоченного представителя энергоснабжающей организации и (или) органов госэнергонадзора при предъявлении служебного удостоверения к электроустановкам и средствам расчетного учета для снятия показаний с таких средств, контроля за выполнением требований настоящих Правил, технических нормативных правовых актов, устанавливающих требования к устройству, энергоснабжающая организация имеет право в порядке, определенном в части первой пункта 227 настоящих Правил, обязать абонента вынести вводное устройство со средствами расчетного учета электрической энергии за (на) границу земельного участка, находящегося в собственности (пожизненном наследуемом владении, пользовании, аренде) гражданина.
Закрыть
Форма записи на прием

 
 
 
 
 
captcha