1. Что делать если прибор учета электроэнергии оказался неисправным после приобретения жилой недвижимости физическим лицом? Кто должен оплатить ремонт, обследование прибора?
 

В соответствии с пунктом 218 Правил электроснабжения, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2011 г. № 1394 (далее – Правила электроснабжения), гражданин в случае обнаружения повреждения средства расчетного учета электроэнергии и (или) срыва пломбы (пломб), установленном на нем, а также на другом оборудовании (автоматическом выключателе и т.п.), обязан сообщить об этом энергоснабжающей организации.

В соответствии с пунктом 150 Правил электроснабжения, а также согласно статье 97 Жилищного кодекса Республики Беларусь, ремонтное и метрологическое обслуживание, восстановление, проверку работоспособности, плановую замену средств расчетного учета электроэнергии обеспечивает гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, являющийся собственником указанных средств, или организация, в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении которой находятся данные средства, или энергоснабжающая организация на договорной (платной) основе.

В соответствии с пунктом 152 Правил электроснабжения в многоквартирных жилых домах, оснащенных АСКУЭ, сохранность, целостность, ремонтное и метрологическое обслуживание, восстановление, проверку работоспособности, плановую замену средств расчетного учета, включая АСКУЭ, измерительные трансформаторы тока, счетчики граждан, использующих электрическую энергию для бытового потребления, счетчики, учитывающие расход электрической энергии на общедомовые нужды, устройства сбора и передачи данных, кабели связи в пределах объекта электроснабжения и другие устройства беспроводной связи для осуществления дистанционного сбора данных расчетного учета, обеспечивает организация, в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении которой находятся указанные средства (приборы, устройства), или энергоснабжающая организация на договорной основе.

В соответствии с пунктом 156 Правил электроснабжения вводные устройства одноквартирных, блокированных жилых домов, вынесенные за (на) границу земельного участка, находящегося в собственности (пожизненном наследуемом владении, пользовании, аренде) гражданина, с размещенными в них средствами расчетного учета, в том числе устройствами беспроводной связи для осуществления дистанционного сбора данных расчетного учета, могут безвозмездно передаваться на баланс энергоснабжающей организации.

Средства расчетного учета многоквартирных жилых домов, в том числе АСКУЭ, средства расчетного учета для учета электрической энергии, потребляемой электроприемниками общедомовых нужд (освещение мест общего пользования, движение лифтов и работа другого оборудования, связанного с потреблением электрической энергии), средства группового учета дома (подъезда) - балансные счетчики, средства расчетного учета квартир, размещенные в групповых этажных электрощитках, устройства сбора и передачи данных, каналы связи в пределах объекта электроснабжения и другие устройства беспроводной связи для осуществления дистанционного сбора данных расчетного учета, могут безвозмездно передаваться на баланс энергоснабжающей организации.

В случае безвозмездной передачи указанных средств (приборов, устройств) на баланс энергоснабжающей организации ремонтное и метрологическое обслуживание, восстановление, проверка работоспособности, плановая замена таких средств (приборов, устройств) осуществляются энергоснабжающей организацией за счет средств, предусмотренных при формировании в установленном законодательством порядке тарифов на электрическую энергию.

1. В случае выявления признаков вмешательства в работу средства расчетного учета вне зависимости от принадлежности средства расчетного учета ремонт, замена, метрологическое обслуживание, восстановление (при необходимости) выполняется за счет абонента, т.е. нового собственника (согласно пункту 150 Правил электроснабжения). В случае невозможности ремонта либо восстановления средства расчетного учета, принадлежащего энергоснабжающей организации, абонент возмещает величину ущерба, причиненного энергоснабжающей организации в размере стоимости нового идентичного прибора учета.

2. В случае отсутствия признаков вмешательства в работу средства расчетного учета:

2.1 средство расчетного учета принадлежит абоненту;

Ремонт, замена, метрологическое обслуживание, восстановление (при необходимости) выполняется за счет абонента, т.е. нового собственника (согласно пункту 150 Правил электроснабжения).

2.2 средство расчетного учета принадлежит энергоснабжающей организации;

Замена прибора учета, его метрологическое обслуживание (при необходимости) производится энергоснабжающей организацией на безвозмездной основе (согласно пункту 156 Правил электроснабжения).

2.3 средство расчетного учета принадлежит организации, эксплуатирующей многоквартирный жилой дом;

Ремонт, замена, метрологическое обслуживание, восстановление (при необходимости) выполняется за счет организации, эксплуатирующей многоквартирный жилой дом (согласно пунктам 150, 152 Правил электроснабжения).

2.4 средство расчетного учета находится на обезличенном обслуживании;

Замена прибора учета, его метрологическое обслуживание (при необходимости) производится ЭСО на безвозмездной основе (согласно пункту 152 Правил электроснабжения).

Во избежание проблемных вопросов по обслуживанию средств расчетного учета гражданам необходимо обращать внимание на состояние и принадлежность средств расчетного учета приобретаемой жилой недвижимости (факт передачи на баланс энергоснабжающей организации).

2. Как избежать проблем с оплатой задолженности за электроэнергию при приобретении жилой недвижимости физическим лицом? Что нужно истребовать у продавца? Какие могут наступить последствия от несвоевременного заключения договора электроснабжения?
 

Пунктом 223 Правил электроснабжения, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.10.2011 № 1394 (далее – Правила), предусмотрено, что абонент обязан известить энергоснабжающую организацию о выбытии (изменении места регистрации по месту жительства), в том числе в связи с продажей (обменом) жилого помещения, расторжением договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда, и произвести полный расчет за потребленную электрическую энергию, включая день выезда.

Согласно Перечню административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан», сбытовыми подразделениями РУП-облэнерго выполняется административная процедура 1.3.8. Выдача справки о расчетах за потребленную электрическую энергию.

Данная справка выдается бесплатно в течение трех рабочих дней со дня обращения абонента в энергоснабжающую организацию на основании его заявления и паспорта или иного документа, удостоверяющего личность. В течение данного периода персонал энергоснабжающей организации посещает абонента и фиксирует показания прибора учета электрической энергии (при необходимости, время посещения предварительно согласовывается с абонентом).

Учитывая изложенное, во избежание проблем в части расчетов за электрическую энергию при покупке объекта недвижимости, настоятельно рекомендуем покупателю недвижимости перед совершением сделки о покупке истребовать от продавца справку о расчетах за потребленную электрическую энергию и сравнить последние оплаченные показания с фактическими показаниями прибора учета электрической энергии, установленного на приобретаемом объекте недвижимости. При выявлении задолженности, потребовать у продавца ее погашения.

Несвоевременное обращение нового абонента для заключения договора электроснабжения может послужить поводом неправильного осуществления энергоснабжающей организацией расчетов за потребленную электрическую энергию по причине отсутствия необходимой информации об абоненте (о наличии или отсутствии граждан, зарегистрированных по месту жительства, граждан, имеющих право на льготу, и т.д.), что в дальнейшем может привести к производству перерасчета и выставлению дополнительных сумм к оплате.

3. По какому телефону можно получить информацию при аварийных отключениях в электросетях?
 
Информацию при аварийных отключениях в электросетях можно получить по короткому номеру 144
4. Какие способы оплаты за услуги электроснабжения существуют?
 

Оплату за потребленную электроэнергию граждане могут произвести в любом банке Республики Беларусь, выбрав удобный для плательщика сервис банковского обслуживания (интернет-банкинг, инфокиоск, мобильный банк, касса отделения банка и т.д.), а также в почтовых отделениях РУП «Белпочта». Кроме того, оплату услуг электроснабжения граждане вправе произвести в расчетно-сервисных центрах энергоснабжающих организаций. 
При оплате в АИС «Расчет» (ЕРИП) необходимо последовательно выбрать следующие вкладки:

  • Система «Расчет» (ЕРИП)
  • Коммунальные платежи
  • Электро-, теплоснабжени
  • Населенный пункт (город, область, район)
  • Электроэнергия
  • Ввести номер абонента (лицевой счет)
  • Ввести показания прибора учета, за которые производится оплата
  • Внимательно проверить Ф.И.О., адрес, период, за который совершается платеж, прочие детали выставленного требования к оплате
  • Совершить платеж.

При последующих платежах можно выбрать сохраненные данные.
Учитывая особенности информационного обмена между энергоснабжающей организацией и организациями, осуществляющими прием платежей от населения, для оплаты электроэнергии, потребленной в расчетном периоде, с учетом всех условий (последних оплаченных показаний, объемов, тарифов и т.д.), гражданам рекомендуется производить платежи ежемесячно, с 15 по 25 число месяца, следующего за расчетным.


5. Чем регламентируется требование установки выносного учета электрической энергии (электросчетчика)?
 

Требование по установке средства расчетного учета электрической энергии и (или) мощности вне одноквартирных блокированных жилых домов за пределами либо на границе участка в отдельном запираемом металлическом шкафу определены в следующих нормативных и технических нормативных правовых актах:

пункт 145 Правил электроснабжения, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.10.2011 № 1394;

пункт 41 Инструкции о порядке и условиях оснащения пользователей и производителей электрической энергии приборами учета ее расхода, утвержденной постановлением Министерства энергетики Республики Беларусь от 14.12.2011 № 69;

пункт 8.6.13 ТКП 339-2011 «Электроустановки на напряжение до 750 кВ. Линии электропередачи воздушные и токопроводы, устройства распределительные и трансформаторные подстанции, установки электросиловые и аккумуляторные, электроустановки жилых и общественных зданий. Правила устройства и защитные меры электробезопасности. Учет электроэнергии. Нормы приемо-сдаточных испытаний».

6. Кто отвечает за работу уличного освещения в сельских населенных пунктах?
 
Уличное освещение в сельских населенных пунктах относится к коммунально-бытовому обслуживанию населения и находится в компетенции государственных органов управления. В данном случае заказчиком и ответственным лицом по выполнению социального стандарта по уличному освещению выступает местный орган власти (сельский совет, сельский исполнительный комитет, районный исполнительный комитет). Филиалы «Электрические сети» РУП-облэнерго, выполняя письменные заявки местных органов власти, являются лишь техническими исполнителями в части эксплуатации уличного освещения.
7. Куда обращаться, если не работает уличное освещение в сельских населенных пунктах?
 
В случае возникновения каких-либо нареканий или вопросов по работе уличного освещения граждане должны обращаться в местный орган власти, на территории которого находится сельский населенный пункт. Заявки в сельском совете регистрируются, обрабатываются и направляются в соответствующий район электрических сетей для восстановления работоспособности уличного освещения.
8. Как рассматриваются обращения при несогласии абонента (потребителя) с суммой ущерба, причиненного энергоснабжающей организации в результате самовольного (бездоговорного) потребления электрической энергии?
 

Энергоснабжающими организациями РУП-облэнерго расчет ущерба, причиненного энергоснабжающей организации в результате самовольного (бездоговорного) потребления электрической энергии, производится согласно Инструкции о порядке перерасчетов (расчетов) за потребленную (потребляемую) электрическую энергию (мощность) в случаях ее самовольного (бездоговорного), безучетного потребления и при иных нарушениях в работе средств расчетного учета электрической энергии и мощности, утвержденной постановлением Министерства энергетики Республики Беларусь от 29 января 2016 г. № 5.

Разрешение данного вопроса возможно в рамках исполнения договора электроснабжения, заключенного между гражданином (бытовым абонентом) РУП-облэнерго. Взаимоотношения между потребителями электрической энергии и энергоснабжающими организациями также регламентируются требованиями Правил электроснабжения, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2011 г. № 1394, Гражданского кодекса Республики Беларусь, иных нормативных правовых актов.

Таким образом, рассмотрение подобных обращений по существу и принятие решения по рассматриваемому вопросу находится в исключительной компетенции РУП-облэнерго.

В случае несогласия гражданина с решением РУП-облэнерго по рассматриваемому вопросу данное решение может быть обжаловано в судебном порядке на основании положений Гражданского кодекса Республики Беларусь.

9. Вправе ли органы управления садоводческого товарищества обязать членов садоводческого товарищества вынести прибор учета электроэнергии за пределы садового домика?
 

Взаимоотношения в садоводческом товариществе (далее – СТ)  определяются Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 50 «О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ» (далее – Указ) и утвержденным им Положением о садоводческом товариществе (далее – Положение); Типовыми правилами внутреннего распорядка садоводческих товариществ, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 июля 2008 г. № 1048 «О некоторых вопросах реализации Указа Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 50», уставом садоводческого товарищества.

Согласно п. 19 Положения член СТ обязан выполнять требования, установленные решениями общего собрания (собрания уполномоченных), правления. При этом согласно пунктам 19 и 42 Положения правление СТ вправе принять решение об отключении электроэнергии и воды членам СТ, не выполнившим требования, установленные решениями общего собрания (собрания уполномоченных), правления. 

В случае несогласия с решениями органов управления СТ член СТ на основании требований пункта 18 Положения вправе обращаться в суд с требованием о признании недействительными решений общего собрания (собрания уполномоченных), правления, его председателя, а также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

10. Из каких составляющих для членов садоводческого товарищества формируется сумма оплаты потребленной электроэнергии?
 

В Республике Беларусь садоводческие товарищества (далее – СТ), дачные кооперативы рассчитываются за потребленную электрическую энергию по тарифам, устанавливаемым на уровне тарифов на электрическую энергию для населения. Это определено нормами постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 27.02.2017 № 16.

Вместе с тем, СТ является юридическим лицом, имеет обособленное имущество и самостоятельный баланс, что следует из Положения о садоводческом товариществе, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 50 «О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ» (далее – Указ). Применительно к рассматриваемому вопросу это означает следующее.

В силу сложившейся конфигурации распределительных электрических сетей электроснабжение практически всех садоводческих товариществ осуществляется от воздушных линий электропередачи напряжением 10 кВ (далее – ВЛ-10 кВ), находящихся на балансе энергоснабжающих организаций РУП-облэнерго, по следующей схеме. К ВЛ-10 кВ присоединяется отпайка длиной от нескольких десятков до нескольких сотен метров, к которой, в свою очередь, присоединяется комплектная понижающая трансформаторная подстанция напряжением 10/0,4 кВ (далее – КТП). К данной КТП присоединяются воздушные линии электропередачи напряжением 0,4 кВ (далее – ВЛ-0,4 кВ), от которых происходит непосредственное электроснабжение садовых домиков. Граница раздела балансовой принадлежности электрической сети, как правило, находится в точке присоединения отпайки к ВЛ-10 кВ. Это означает, что отпайка от ВЛ-10 кВ, КТП и ВЛ-0,4 кВ находятся на балансе (в собственности) СТ.

СТ, как юридическое лицо, при оплате потребленной электроэнергии должно производить расчеты по показаниям расчетного электросчетчика, местом расположения которого должна являться граница раздела балансовой принадлежности электрической сети. Как мы выяснили выше, граница раздела балансовой принадлежности электрической сети для садоводческого товарищества находится в электрической сети напряжением 10 кВ. Однако в схемах электрической сети, традиционно применяемых для электроснабжения садоводческих товариществ, организация учета электрической энергии на стороне 10 кВ не представляется возможной. В связи с этим расчетный электросчетчик устанавливается в распределительном устройстве КТП на стороне 0,4 кВ. 

Расчетный электросчетчик СТ учитывает суммарное количество электрической энергии, потребленной электроприемниками всех садовых домиков, и потери электроэнергии во всех ВЛ-0,4 кВ, по которым осуществляется транспортировка электроэнергии от КТП до садовых домиков. При этом СТ должно дополнительно оплатить потери электрической энергии в отпайке от ВЛ-10 кВ и потери электрической энергии в силовом трансформаторе КТП, поскольку эти элементы электрической сети находятся на балансе СТ, а потери электроэнергии в них расчетным электросчетчиком не учитываются.

Таким образом, кроме оплаты электрической энергии, учтенной электросчетчиком садового домика, каждый член СТ обязан принять долевое участие в покрытии затрат на оплату потерь электрической энергии, возникающих в ВЛ-0,4 кВ, в силовом трансформаторе КТП и в отпайке от ВЛ-10 кВ. Членам товарищества также необходимо компенсировать затраты на электрическую энергию, потребленную электроприемниками уличного освещения, здания сторожки, водонапорной башни и других объектов СТ.

Отмечаем, что на основании требований Указа СТ в установленном порядке может передать свои высоковольтные электроустановки на баланс энергоснабжающей организации. После окончания передачи место установки средства расчетного учета электрической энергии совпадет с границей балансовой принадлежности электрической сети, и в адрес СТ не будет выставлять к оплате стоимость технологического расхода электрической энергии на ее транспортировку в высоковольтных электроустановках, ранее находившихся на балансе СТ.

11. Каков порядок безвозмездной передачи на баланс энергоснабжающей организации средств расчетного учета электрической энергии, установленных в индивидуальных и блокированных жилых домах?
 

В связи с выходом новой редакции Правил электроснабжения поменялись подходы к метрологическому обслуживанию электросчетчиков.

Так пунктом 150 Правил электроснабжения определено, что ремонтное и метрологическое обслуживание, восстановление, проверку работоспособности, плановую замену средств расчетного учета, обеспечивает собственник указанных средств, или организация, в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении которой находятся данные средства, или энергоснабжающая организация на договорной основе. 
Вместе с тем, согласно пункту 156 Правил электроснабжения средства расчетного учета электрической энергии принадлежащие гражданам, проживающим в индивидуальных и блокированных жилых домах, могут безвозмездно передаваться на баланс энергоснабжающей организации. В этом случае дальнейшее ремонтное и метрологическое обслуживание, восстановление, проверка работоспособности, плановая замена таких средств будет осуществляться за счет средств энергоснабжающей организации.

В настоящее время для безвозмездной передачи электросчетчика бытовому абоненту необходимо представить в соответствующее территориальное подразделения энергоснабжающей организации следующий пакет документов:

  • письменное заявление установленной формы;
  • документ, удостоверяющий личность (паспорт, вид на жительство, удостоверение беженца);
  • документ, подтверждающий право собственности объекта электроснабжения;
  • паспорт (формуляр) на счетчик, при наличии, с отметкой о дате его продажи и сроках гарантийных обязательств завода-изготовителя.

Приобретение в собственность Республики Беларусь, в том числе из коммунальной собственности безвозмездно движимого имущества осуществляется в порядке, определенном Указом Президента Республики Беларусь от 19 сентября 2022 г. № 330 «О распоряжении имуществом», а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 ноября 2019 г. № 767 «О порядке подготовки проектов решений о распоряжении имуществом, а также о его приобретении в собственность Республики Беларусь», которым утвержден Порядок подготовки проектов решений о распоряжении имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь

12. Как оплачиваются услуги электроснабжения по субсидируемым государством тарифам абонентами, являющимися неработающими пенсионерами, лицами, имеющими право на льготы, или инвалидами III группы, зарегистрированными в жилом помещении по месту пребывания?
 

В соответствии с пунктом 44 Положения о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, а также возмещения расходов на электроэнергию, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.06.2014 № 571 «О порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, а также возмещения расходов на электроэнергию», плата за услуги электроснабжения взимается по субсидируемым тарифам для населения с плательщиков жилищно-коммунальных услуг (абонентов) в отношении жилых помещений, находящихся в их собственности и (или) во владении и пользовании, в которых зарегистрированы по месту жительства граждане, а также с плательщиков жилищно-коммунальных услуг (абонентов), являющихся неработающими пенсионерами, достигшими общеустановленного пенсионного возраста, лицами, имеющими право на льготы по оплате за услуги электроснабжения в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения, или инвалидами III группы, зарегистрированными по месту пребывания, на основании письменного заявления, представляемого исполнителю, и соответствующих документов (документ о регистрации по месту пребывания, для неработающих пенсионеров, достигших общеустановленного пенсионного возраста, - пенсионное удостоверение и трудовая книжка либо другой документ, подтверждающий, что пенсионер не осуществляет трудовую деятельность, для лиц, имеющих право на льготы, - документы, подтверждающие право на льготы, для инвалидов III группы - удостоверение инвалида) в оснащенных приборами индивидуального учета расхода электрической энергии жилых помещениях (одноквартирных жилых домах, квартирах в многоквартирных и блокированных жилых домах).

Плата за потребленные услуги электроснабжения по субсидируемым тарифам с плательщика жилищно-коммунальных услуг (абонента), являющегося неработающим пенсионером, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, лицом, имеющим право на льготы по оплате за услуги электроснабжения в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения, или инвалидом III группы, взимается по адресу регистрации по месту жительства и по выбору данного плательщика (абонента) по одному адресу регистрации по месту пребывания, если иное не установлено настоящим Положением.

13. Что такое «личный кабинет»?
 

«Личный кабинет» – интернет-сервис, который является точкой доступа к персонифицированной информации о лицевом счете абонента и предназначен для предоставления бытовым потребителям – клиентам энергоснабжающей организации актуальной информации о состоянии своего лицевого счета, совершенных операциях оплаты, переданных показаниях электрического счетчика и т. д. 

Для того чтобы воспользоваться услугами Сервиса, абоненту необходимо зарегистрироваться на сайте, заполнив представленную форму и указав свой номер лицевого счета, адрес электронной почты и контактный телефон. После того как абонент отправит сведения, он переходит на страницу авторизации, где будет указан его личный пароль для входа в систему. Пароль также автоматически направляется на адрес электронной почты абонента. Впоследствии пароль можно будет изменить.

14. Какие сроки проведения метрологической поверки электросчетчиков?
 

Периодичность осуществления поверки средств измерений (межповерочный интервал), применяемых в сфере законодательной метрологии, устанавливается Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь. Срок проведения метрологической поверки электросчетчика зависит от его типа. Для большинства электронных приборов учета электрической энергии (далее - ПУ), включенных в Государственный реестр средств измерений Республики Беларусь, межповерочный интервал составляет 8 лет. Для индукционных ПУ 1-фазных - 8 лет, для 3-фазных - 4 года.

Узнать межповерочный интервал счетчика электрической энергии можно из информации государственного реестра средств измерений, расположенного на официальном сайте Белорусского государственного института метрологии (http://www.belgim.by/1906/), указав в строке поиска реестра интересуемый тип электросчетчика.

15. Какой порядок прохождения метрологической поверки электросчетчиков?
 

Для юридических лиц и для бытовых абонентов, у которых приборы учета находятся в их собственности, проведение метрологической поверки электросчетчиков осуществляется:

  • абонентами самостоятельно, с обязательным согласованием указанных работ с энергоснабжающей организацией;
  • либо энергоснабжающей организацией на договорной основе в соответствии с пунктом 150 Правил электроснабжения, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2011 г. № 1394.

Метрологическое обслуживание находящихся на обезличенном обслуживании, а также переданных на баланс энергоснабжающей организации электросчетчиков граждан, использующих электрическую энергию для бытового потребления, осуществляется за счет средств энергоснабжающей организации.

16. Какие организации проводят метрологическую поверку электросчетчиков?
 

Организациями, проводящими метрологическую поверку, являются:

  • региональные органы Государственного комитета по стандартизации;
  • или цеха по ремонту и обслуживанию приборов учета электрической энергии энергоснабжающих организаций с привлечением региональных органов Государственного комитета по стандартизации.

Конкретные адреса региональных организаций, предоставляющих услуги по поверке средств измерений, предназначенных для применения в сфере законодательной метрологии, можно узнать в сбытовых подразделениях энергоснабжающих организаций.

17. Место обращения для прохождения процедуры метрологической поверки электросчетчиков в энергоснабжающую организацию (в разрезе регионов)?
 
Для процедуры поверки счетчиков электрической энергии потребители, при условии оформления договора на выполнение работ по ремонту, подготовке и поверке средств учета могут обращаться в структурные подразделения филиала «Энергосбыт» или районы электрических сетей (при отсутствии филиала «Энергосбыт»).
18. Какая стоимость проведения замены и метрологической поверки электросчетчиков для юридических и физических лиц?
 
Стоимость отпускных цен на услуги потребителям по обслуживанию средств учета электроэнергии, оказываемые подразделениями энергоснабжающих организаций, определена соответствующими прейскурантами.
19. Какая ответственность за не прохождение в установленные сроки метрологической поверки электросчетчиков, принадлежащих гражданам?
 

Использование счетчиков с истекшим сроком метрологической поверки в соответствии с пунктом 3.9. Правил электроснабжения является безучетным потреблением электрической энергии (мощности).

В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 571 (далее – Постановление № 571) факт безучетного потребления электроэнергии удостоверяется актом о бездоговорном (безучетном) потреблении электрической энергии (далее – Акт).

Со дня составления акта до момента устранения безучетного потребления, но не более двух расчетных периодов (месяцев), нарушения в работе средства расчетного учета не по вине абонента (гражданина), плата за потребляемую электрическую энергию для абонента (гражданина) исчисляется исходя из среднесуточного потребления электрической энергии за расчетный период после устранения безучетного потребления, нарушения в работе средств расчетного учета не по вине абонента (гражданина) - по субсидируемым тарифам для населения.

При неустранении безучетного потребления электроэнергии свыше двух расчетных периодов (месяцев) плата исчисляется за услуги электроснабжения  на основании норм (нормативов) потребления, установленных местными исполнительными и распорядительными органами, по тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание этих услуг.

В соответствии с частью 2 статьи 23.13. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, применение в сфере законодательной метрологии неисправных средств измерений, средств измерений, не прошедших в установленном порядке поверку или калибровку, нарушение методик выполнения измерений либо правил пользования средствами измерений - влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.

20. Место обращения потребителя в случае необходимости снятия пломбы на электросчетчиках по различным причинам?
 

А. В случае необходимости проведения ремонта необходимо обратиться в сбытовые подразделения энергоснабжающих организаций для подачи письменного заявления о распломбировке счетчика, с целью последующего выезда представителя энергоснабжающей организации для проверки счетчика, его распломбировки и составления Акта (перевод абонента в разряд безучетных).

Б. В случае возгорания в контактном узле. В соответствии с пунктом 157 Правил электроснабжения для устранения аварийных ситуаций абонент имеет право снять пломбу (пломбы) энергоснабжающей организации  с сообщением об этом в течение суток в энергоснабжающую организацию.

В. В случае обнаружения отсутствия пломбы по неизвестным причинам. В соответствии с пунктом 218 Правил электроснабжения гражданин, в случае обнаружения повреждения средства расчетного учета и (или) срыва пломбы (пломб), установленной (установленных) на таком средстве, а также на автоматическом выключателе и других коммутационных аппаратах, обязан сообщить об этом в энергоснабжающую организацию.

21. Какой порядок фиксации и контроля за ходом рассмотрения обращения потребителя о необходимости опломбирования (есть ли звукозапись, запись в журнале, как доказать факт обращения?
 

Фиксация и контроль за ходом рассмотрения обращений потребителей по вопросам опломбировки средств расчетного учета электрической энергии осуществляется ведением специальных журналов. Для  юридических лиц также производится регистрация в журналах входящей корреспонденции писем.

Справочно: система звукозаписи установлена на всех номерах телефонов в абоненских отделах РЭС РУП «Гродноэнерго», в Сервисно-расчетном центре филиала «Энергосбыт» РУП «Гомельэнерго», в справочных службах филиала «Энергосбыт» РУП «Минскэнерго».

22. Какие меры ответственности потребителя за отсутствие пломб на электросчетчиках?
 

В соответствии с пунктом 240 Правил электроснабжения потребитель несет ответственность за повреждение или срыв пломбы, наложенной представителем энергоснабжающей организации, в соответствии с законодательством.

Повреждение или срыв пломб, наложенных энергоснабжающей организацией в соответствии с пунктом 3.9. Правил электроснабжения является безучетным потреблением электрической энергии (мощности). В соответствии с Постановлением № 571 факт безучетного потребления электроэнергии удостоверяется актом о бездоговорном (безучетном) потреблении электрической энергии (далее – Акт).

В соответствии с пунктом 215 Правил электроснабжения при безучетном потреблении электрической энергии, подтвержденном Актом, составленным энергоснабжающей организацией в присутствии гражданина (абонента) или совершеннолетнего члена его семьи по форме, определяемой Министерством энергетики, энергоснабжающая организация производит перерасчет за предыдущие расчетные периоды начиная с даты:

 последнего достоверного снятия и регистрации представителем энергоснабжающей организации показаний средства расчетного учета;

 либо со дня предыдущей проверки средства расчетного учета, в том числе измерительных трансформаторов тока, если иной меньший срок документально не подтвержден абонентом (но не более срока исковой давности), в порядке, определенном Министерством энергетики, по тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание услуг электроснабжения.

Согласно пункту 154 Правил электроснабжения в случае установления факта безучетного потребления электрической энергии (мощности) устранение данного безучетного потребления (ремонт, замена, государственная поверка средства расчетного учета, восстановление электропроводки расчетного учета, пломб на средствах расчетного учета, коммутационных аппаратах или клеммниках, установленных в электрических схемах расчетного учета, на дверях ячеек с измерительными трансформаторами напряжения) производится за счет абонента.

23. Какие сроки реализации обращения потребителя в энергоснабжающую организацию по опломбировке электросчетчика?
 

Реализация обращений юридических лиц по опломбировке электросчетчиков осуществляется, как правило, в срок не более 15 дней с даты поступления оплаты, либо при оказании услуг бюджетным организациям и сельскохозяйственным предприятиям - с даты регистрации заявки в журнале входящей корреспонденции.

Реализация обращений бытовых абонентов осуществляется в сроки:

  • до 15-ти дней для сельских населенных пунктов;
  • до 5-ти дней для  городов с даты регистрации заявки, либо в случае платной услуги – с даты оплаты.
24. Какая ответственность  потребителя за необеспечение доступа к электросчетчику для представителей энергоснабжающей организации?
 
В соответствии с пунктом 213 Правил электроснабжения в случае необеспечения в течение двух расчетных периодов (месяцев) доступа уполномоченного представителя энергоснабжающей организации и (или) органов госэнергонадзора при предъявлении служебного удостоверения к электроустановкам и средствам расчетного учета для снятия показаний с таких средств, контроля за выполнением требований настоящих Правил, технических нормативных правовых актов, устанавливающих требования к устройству, энергоснабжающая организация имеет право в порядке, определенном в части первой пункта 227 настоящих Правил, обязать абонента вынести вводное устройство со средствами расчетного учета электрической энергии за (на) границу земельного участка, находящегося в собственности (пожизненном наследуемом владении, пользовании, аренде) гражданина.
25. Проводят ли представители энергоснабжающих организаций платные мероприятия по проверке электрических розеток, приборов учета и пр. в жилых домах (квартирах) потребителей?
 

В последнее время участились случаи обмана граждан людьми, представляющимися работниками Энергосбыта и Электросетей. Прикрываясь репутацией энергоснабжающих организаций, они настойчиво предлагают гражданам оказание различных услуг, таких услуг как: замеры напряжения в электрической сети, проверка правильности работы счетчика, замена автоматических выключателей. После якобы «бесплатного» осмотра они предлагают заключить договор на оказание платных услуг. В целях исключения случаев обмана призываем не поддаваться на уловки недобросовестных граждан, а также представителей индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Обращаем внимание, что сотрудники филиала «Энергосбыт» при посещении потребителей электрической энергии должны быть одеты в спецодежду и иметь при себе удостоверение сотрудника филиала. Удостоверение должно содержать следующую информацию: номер, фамилия, имя и отчество сотрудника, структурное подразделение, в котором он работает, должность, срок действия удостоверения, фотография. Удостоверение в обязательном порядке скрепляется печатью и подписью руководителя одного из вышеуказанных филиалов.

Сотрудники филиалов «Энергосбыт» не предлагают и не выполняют никаких дополнительных услуг и работ, кроме, как контрольный съём показаний электросчётчика, а также плановая замена приборов учёта электроэнергии или по предварительной договорённости с абонентом.

Уважаемые граждане, не позволяйте себя обманывать. Прежде, чем впустить кого-либо в дом, попросите предъявить удостоверение, внимательно изучите его. В случае какого-либо сомнения позвоните в организацию, представитель которой вас посетил.

Прежде, чем подписывать какие-либо документы, внимательно читайте их содержимое. В случае необходимости обращайтесь в правоохранительные органы.

26. Почему садоводческое товарищество  оплачивает «стоимость технологического расхода электрической энергии на ее транспортировку в высоковольтных электроустановках»?
 

Садоводческое товарищество является юридическим лицом, имеет обособленное имущество и самостоятельный баланс.

Электроснабжение практически всех садоводческих товариществ осуществляется от воздушных линий электропередачи напряжением 10 кВ (ВЛ-10 кВ), находящихся на балансе энероснабжающих организаций РУП-облэнерго, по следующей схеме.

К ВЛ-10 кВ присоединяется отпайка длиной от нескольких десятков до нескольких сотен метров, к которой, в свою очередь, присоединяется комплектная понижающая трансформаторная подстанция напряжением 10/0,4 кВ ( КТП).  В большинстве случаев и  отпайка от ВЛ-10 кВ, и КТП и ВЛ-0,4 кВ находятся на балансе (в собственности) садоводческого товарищества. А расчетный счетчик  при этом установлен на КТП. При этом расчетный электросчетчик садоводческого товарищества учитывает суммарное количество электрической энергии, потребленной электроприемниками всех садовых домиков, и потери электроэнергии во всех ВЛ-0,4 кВ, по которым осуществляется транспортировка электроэнергии от КТП до садовых домиков. При этом садоводческое товарищество должно дополнительно оплатить потери электрической энергии в отпайке от ВЛ-10 кВ и потери электрической энергии в силовом трансформаторе КТП, поскольку эти элементы электрической сети находятся на балансе садоводческого товарищества, а потери электроэнергии в них расчетным электросчетчиком не учитываются. Для каждого садоводческого товарищества расчет данных потерь электроэнергии производится ежемесячно сбытовым подразделением энергоснабжающей организации.

Необходимость отнесения потерь в сетях абонента именно на этого абонента обусловлена тем, что в тарифах на электрическую энергию заложены только нормативные потери (технологический расход на транспортировку электроэнергии) в сетях, находящихся на балансе энергоснабжающих организаций.
27. Что можно предпринять, чтобы не оплачивать «стоимость технологического расхода электрической энергии на ее транспортировку в высоковольтных электроустановках»?
 
Садоводческое товарищество в установленном порядке может передать свои высоковольтные электроустановки на баланс энергоснабжающей организации. После окончания передачи место установки средства расчетного учета электрической энергии совпадет с границей балансовой принадлежности электрической сети, и в адрес садоводческого товарищества не будет выставлять к оплате стоимость технологического расхода электрической энергии на ее транспортировку в высоковольтных электроустановках.
28. Могут ли владельцы садовых (дачных) домов рассчитываться за потребленную электроэнергию с применением тарифов на электроэнергию, используемую для нужд отопления, отопления и горячего водоснабжения?
 

Подпунктом 11.4 пункта 11 приложения 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2022 г. № 461 «Об установлении тарифов для населения в сфере жилищно-коммунального хозяйства на 2023 год» на 2023 год для населения установлен предельный уровень субсидируемого государством тарифа на электрическую энергию в размере 0,0398 рублей за 1 кВт∙ч (с 1 января по 31 мая включительно) и 0,0449 рублей за 1 кВт∙ч (с 1 июня по 31 декабря включительно) для тарифной группы потребителей услуг электроснабжения:

«Электрическая энергия, используемая для нужд отопления, отопления и горячего водоснабжения в жилых домах (квартирах), не оборудованных в установленном порядке системами централизованного тепло- и газоснабжения, при наличии отдельного (дополнительного) прибора индивидуального учета расхода электрической энергии для нужд отопления, отопления и горячего водоснабжения.».

Аналогичный уровень тарифа на электрическую энергию для указанной тарифной группы для населения на 2023 год установлен пунктом 4 приложения 2 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь 30 декабря 2013 г. № 1166 «Об установлении для населения цен на газ, тарифов на электрическую и тепловую энергию, утверждении затрат на единицу оказываемых населению коммунальных услуг газо- и энергоснабжающими организациями Министерства энергетики».

В соответствии с пунктом 7 статьи 10 Жилищного кодекса Республики Беларусь в состав жилищного фонда садовые дома не включаются, в связи с чем, они не могут классифицироваться как жилые помещения (квартиры) в многоквартирных и блокированных жилых домах, а также как одноквартирные жилые дома.

Согласно пункту 170 Правил электроснабжения, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2011 г. № 1394, садоводческие товарищества расчеты за потребляемую электрическую энергию с энергоснабжающей организацией осуществляют на основании показаний средства группового расчетного учета, установленного на границе балансовой принадлежности электрических сетей с энергоснабжающей организацией.

Садоводческие товарищества как юридические лица производят расчеты за потребленную электрическую энергию по тарифу, установленному постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 27 февраля 2017 г. № 16 «Об установлении тарифов на электрическую энергию». Согласно подпункту 1.3 пункта 1 приложения к указанному постановлению, садоводческим товариществам установлен тариф в размере 0,2459 руб. за 1 кВт-ч.

29. Вправе ли садовое товарищество отключить садовый домик от сети электроснабжения?
 

Взаимоотношения внутри садоводческого товарищества, в том числе и по вопросам электроснабжения, регулируются Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 50 «О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ» (далее – Указ), Положением о садоводческом товариществе, утвержденным  Указом, Типовыми правилами внутреннего распорядка садоводческих товариществ, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 июля 2008 г. № 1048, другими нормативными правовыми актами, а также решениями органов управления садоводческого товарищества и локальными нормативными правовыми актами садоводческого товарищества.

Так, согласно п. 42 Положения о садоводческом товариществе, в случае несвоевременного внесения членами товарищества взносов (в течение двух месяцев подряд со дня наступления срока уплаты) либо неисполнения без уважительных причин других обязанностей, предусмотренных частью первой пункта 19 настоящего Положения, правление вправе принять решение об отключении таким членам товарищества электроэнергии и воды до выполнения ими обязанностей в полном объеме.

Таким образом, для вынесения решения о прекращении электроснабжения садового домика правлению садоводческого товарищества  нет необходимости применять нормы Правил электроснабжения, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2011 г. № 1394.
30. Почему Заключение РУП-облэнерго договоров электроснабжения садовых домиков с членами садоводческих товариществ невозможно?
 
Согласно пункту 170 Правил электроснабжения, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2011 г. № 1394, садоводческие товарищества, гаражные, дачные кооперативы расчеты за электрическую энергию с энергоснабжающей организацией осуществляют на основании показаний средства группового учета электрической энергии, установленного на границе балансовой принадлежности электрической сети с энергоснабжающей организацией. Из данных требований вытекает, что договор электроснабжения заключается с садоводческим товариществом, как юридическим лицом, и заключение договоров электроснабжения с членами садоводческого товарищества законодательством не предусмотрено.
31. Могут ли представители РУП-облэнерго оказывать помощь в выявлении случаев безучетного потребления электроэнергии в электрических сетях, находящихся на балансе садоводческих товариществ?
 
Персонал сбытовых подразделений РУП-облэнерго не оказывает садоводческим товариществам помощь в выявлении случаев безучетного потребления электроэнергии в электрических сетях, находящихся на балансе садоводческих товариществ, поскольку не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность сторонних юридических лиц.
32. Можно ли выполнять ремонтные работы, строить здания, строения в охранных зонах кабельных или воздушных линий электропередачи?
 
Согласно подпункту 21.1 пункта 21 Положения о порядке установления охранных зон электрических сетей, размерах и режиме их использования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.11.2022 № 794 в границах охранных зон не допускается выполнять ремонтные, строительные и земляные работы без получения разрешения на право производства работ в охранной зоне электрических сетей, выдаваемого владельцем электрической сети. Также, не допускается осуществлять строительство зданий, строений и сооружений с нарушением минимальных расстояний до электрических сетей, установленными техническими нормативными правовыми актами, включая строительные нормы и правила.
33. О подключении к электрическим сетям энергоснабжающих организаций хозяйственных построек и сооружений на земельных участках, предоставленных для ведения личных подсобных хозяйств.
 

Правовые основы ведения гражданами Республики Беларусь личного подсобного хозяйства, а также меры по его государственной поддержке определены в Законе Республики Беларусь от 11 ноября 2002 г. № 149-З «О личных подсобных хозяйствах граждан». В соответствии с частями первой и второй статьи 2 данного Закона под личным подсобным хозяйством граждан понимается форма хозяйственно-трудовой деятельности граждан по производству сельскохозяйственной продукции, основанная на использовании земельных участков, предоставленных для этих целей в соответствии с законодательством Республики Беларусь об охране и использовании земель. В личном подсобном хозяйстве граждан на праве частной собственности могут находиться, в том числе хозяйственные строения и сооружения.

Граждане, осуществляющие ведение личного подсобного хозяйства, согласно части первой статьи 4 Закона имеют право возводить в установленном законодательством Республики Беларусь порядке хозяйственные здания и сооружения, необходимые для ведения личного подсобного хозяйства, на земельных участках, предоставленных для этих целей в соответствии с законодательством Республики Беларусь об охране и использовании земель.

В соответствии с частями четвертой и пятой статьи 7 Закона при ведении гражданами личного подсобного хозяйства на территории, где отсутствуют объекты производственного и социально-бытового назначения, местные исполнительные и распорядительные органы должны обеспечивать строительство дорог, линий радио- и электропередачи, а также водоснабжение, газификацию, телефонизацию, мелиорацию земель. Финансирование работ по строительству дорог, объектов социально-бытового назначения, линий радио- и электропередачи, водоснабжению, газификации, телефонизации, мелиорации земель производится за счет средств республиканского и местных бюджетов.

Таким образом, присоединение к линии электропередачи электроустановок хозяйственных зданий и сооружений, необходимых для ведения личного подсобного хозяйства, должно осуществляться после создания соответствующей инженерной инфраструктуры (электрические сети).

Порядок присоединения электроустановок объектов электроснабжения граждан к электрическим сетям энергоснабжающих организаций определен Правилами электроснабжения, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2011 г. № 1394.

Для присоединения к электрической сети электроустановок объекта электроснабжения (хозяйственные здания и сооружения, необходимые для ведения личного подсобного хозяйства) гражданину необходимо обратиться в филиал «Электрические сети» РУП-облэнерго, его структурное подразделение за получением технических условий на присоединение электроустановок потребителя к электрической сети в соответствии с административной процедурой, предусмотренной в пункте 10.6-1 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200.

Согласно техническим условиям, выданным в рамках вышеуказанной административной процедуры, и в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, строительных норм и иных обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов гражданину необходимо будет обеспечить разработку проектной документации и далее в соответствии с ней обеспечить выполнение электромонтажных работ, электрофизических измерений.

После выполнения указанных действий гражданину необходимо будет в соответствии подать в филиал «Электрические сети» РУП-облэнерго, его структурное подразделение соответствующее заявление на подключение электроустановок объекта электроснабжения (хозяйственные здания и сооружения, необходимые для ведения личного подсобного хозяйства) к электрической сети и представить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, копию правоустанавливающего (правоудостоверяющего) документа на объект электроснабжения, а также копии проектной документации и протоколов электрофизических измерений.

Одновременно сообщаем, что после получения технических условий гражданин имеет право обратиться в филиал «Электрические сети» РУП-облэнерго, его структурное подразделение за осуществлением комплексной услуги по подключению электроустановок граждан к электрическим сетям (включающей разработку проектной документации, электромонтажные работы, электрофизические измерения и так далее). При этом указанные работы выполняются в части внешнего электроснабжения объекта электроснабжения.


34. Что предпринимается для увеличения пропускной способности существующих электрических сетей сельских населенных пунктов, для обеспечения возможности перехода на электроотопление? Что затрудняет этот процесс?
 

Все эксплуатируемые в настоящее время линий электропередачи проектировались по нормам, не учитывающим использование электрической энергии для целей отопления и горячего водоснабжения, а, следовательно, их пропускная способность, как правило, не позволяет без проведения реконструкции осуществлять увеличение разрешенной к использованию мощности индивидуальных жилых домов для обустройства в них систем отопления, горячего водоснабжения и приготовления пищи. Так, при проектировании электрических сетей в районах индивидуальной жилой застройки с домами не повышенной комфортности, разрешенная к использованию мощность жилых домов принималась не более 4 кВт, в районах индивидуальной жилой застройки с жилыми домами повышенной комфортности, разрешенная к использованию мощность жилых домов принималась не более 11,5 кВт.

В настоящее время на балансе энергоснабжающих организаций, входящих в состав ГПО «Белэнерго», находится порядка 201 тыс. км распределительных электрических сетей напряжением 0,4-10 кВ, большая часть из которых не самортизирована, в связи чем их реконструкция в ближайшее время не предусматривается, так как модернизация неамортизированного оборудования - это крайне неэффективное использование государственных средств и дополнительная финансовая нагрузка.

Кроме того, экономически нецелесообразно проводить реконструкцию электрических сетей для использования электрической энергии в целях отопления, горячего водоснабжения и приготовления пищи в сельских населенных пунктах, обустроенных сетями газоснабжения. Нужно понимать, что приступить к одновременной реконструкции всех, находящихся на балансе РУП-облэнерго электрических сетей, не представляется возможным в существующих экономических условиях из-за ограниченности финансовых средств на эти цели и возможностей отечественного строительно-монтажного комплекса, так как технологический цикл реконструкции электрических сетей составляет около 2 лет.

В 2021 году за счет всех источников финансирования по РУП-облэнерго было реконструировано 1,75 тыс. км распределительных сетей.

В целях удовлетворения максимального спроса граждан на использования электрической энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения их жилого фонда энергоснабжающие организации при наличии технической возможности в обязательном порядке выдают технические условия на увеличение разрешенной к использованию мощности жилого дома.

В 2021 году 21809 граждан получили технические условия для использования электроэнергии для целей отопления, горячего водоснабжения и пищеприготовления, что составляет 82% от обратившихся.

Также для обеспечения наиболее полного удовлетворения спроса граждан на более широкое использование электрической энергии в целом по республике были разработаны следующие мероприятия:

разработаны и согласованы с областными исполнительными комитетами и газоснабжающими организациями пятилетние планы реконструкции электрических сетей;

до начала выполнения реконструкции распределительных сетей изучается спрос граждан на более широкое использование электрической энергии;

детально рассматриваются заявления (запросы) граждан на предмет наличия технической возможности подключения к существующим распределительным сетям дополнительных электрических нагрузок граждан;

ведется учет отказов в подключении к распределительным сетям (используется при определении первоочередных объектов реконструкции);

с целью выработки согласованных действий с местными исполнительными и распорядительными органами ГПО «Белэнерго» были разработаны Методические рекомендации по порядку использования электрической энергии для целей отопления, горячего водоснабжения и пищеприготовления в районах (кварталах) жилой застройки, в том числе в районах (кварталах) индивидуальной жилой застройки, а также в существующих жилых районах (кварталах), которые после согласования с Министерством энергетики направлены в областные исполнительные комитеты.

35. Можно ли перевести отдельный жилой дом на электроотопление?
 

При наличии технической возможности увеличение разрешенной к использованию мощности ограниченным количеством жилых домов возможно.

При отсутствии технической возможности выдается отказ в выдаче технических условий, при этом ведется учет поступивших обращений граждан для последующего принятия решения о целесообразности комплексной реконструкции электрических сетей.

ГПО «Белэнерго» придерживается мнения, что реконструкция электрических сетей 0,4-10 кВ по заявительному принципу экономически не обоснована, так как эффект от увеличения электропотребления одним или несколькими жилыми домами несоизмерим с капитальными вложениями в реконструкцию электрических сетей. Также нет гарантии, что после реконструкции «под один дом» не поступят заявления от граждан на реконструкцию сетей еще для двух, трех или пяти домов. Заложить «запас на будущее» нельзя, так как проекты «с запасом на будущее» не получат положительное заключение РУП «Главгосстройэкспертиза».
36. Какую выгоду получает потребитель при переходе на электроотопление жилого дома?
 
Экономическую целесообразность от перехода на использование электрической энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения своего жилого фонда в первую очередь должны определять для себя сами граждане, сравнив затраты на обогрев и горячее водоснабжение с использованием иных источников (дрова, торфобрикет и др.), при этом следует помнить, что расход электрической энергии для осуществления теплоснабжения жилого дома, например 1980 года постройки, значительно выше, чем современного жилого дома повышенных потребительских качеств и затраты на отопление могут быть существенными.

Закрыть
Форма записи на прием

 
 
 
 
 
captcha