Как инвестировать в экономику Беларуси?
 

В целях осуществления инвестиций в экономику страны и реализации конкретного инвестиционного проекта юридические лица (индивидуальные предприниматели) (далее - инвесторы) имеют право на заключение инвестиционного договора с Республикой Беларусь.
В первую очередь необходимо подать заявление для заключения инвестиционного договора:
в государственный орган в случае реализации инвестиционного проекта в соответствующей сфере экономики;
в исполнительный комитет в случае реализации инвестиционного проекта на территории административно-территориальной единицы соответствующей области (г. Минска).

Справочно
В случае если проектом инвестиционного договора предусматривается его заключение на основании решения двух и более государственных органов и (или) исполнительных комитетов, то инвестор (инвесторы) вправе направить заявление одновременно в каждый такой государственный орган и (или) исполнительный комитет.
В случае если проектом инвестиционного договора предусматривается его заключение двумя и более инвесторами, то заявление может быть направлено одним из них с приложением документов, подтверждающих согласие каждого инвестора на заключение такого инвестиционного договора.
При наличии двух и более инвесторов, претендующих на заключение инвестиционных договоров, связанных с реализацией соответствующих инвестиционных проектов, на заседании коллегии (совета) государственного органа, заседании исполнительного комитета может быть принято решение о проведении конкурса.
В течение 35-65 дней с момента подачи заявления государственный орган либо исполнительный комитет обязан направить заявителю письменное подтверждение результатов рассмотрения заявления.
В случае принятия положительного результата рассмотрения заявления государственный орган либо исполнительный комитет обязан в течение 30-40 дней представить заявителю экземпляр подписанного инвестиционного договора.

Документы, прикладываемые к заявлению:

  • Проект инвестиционного договора, подписанный инвестором (инвесторами);
  • Копия свидетельства о государственной регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - резидентов Республики Беларусь);
  • Легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения (датированная не позднее одного года до подачи заявления) или иное эквивалентное доказательство юридического статуса инвестора (инвесторов) в соответствии с законодательством страны его учреждения (для юридических лиц - нерезидентов Республики Беларусь);
  • Копия документа, удостоверяющего личность инвестора (для физических лиц - резидентов Республики Беларусь);
  • Копия документа, подтверждающего полномочия лица (лиц), подписавшего проект инвестиционного договора, на его подписание (для юридических лиц);
  • Краткое финансово-экономическое обоснование инвестиционного проекта, подготовленное в произвольной форме и содержащее указание объемов и источников инвестиций, срока реализации инвестиционного проекта, ожидаемого социально-экономического эффекта, а также иную информацию, характеризующую инвестиционный проект.

ВАЖНО! В случае если проектом инвестиционного договора предусматривается предоставление инвестору и (или) организации, в установленном порядке созданной в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, льгот и преференций, не установленных законодательными актами, Декретом Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 и иными решениями Президента Республики Беларусь, к заявлению дополнительно прилагаются:

  • бизнес-план инвестиционного проекта, разработанный в соответствии с актами законодательства;
  • заключение о финансовом состоянии инвестора (инвесторов) за два года, предшествующие дате обращения, а для инвесторов, с начала создания которых прошло менее двух лет, - за период деятельности. Заключение аудитора (для юридических лиц - резидентов Республики Беларусь) или заключение по результатам проведения финансового Due Diligence с его переводом на русский язык (для юридических лиц - нерезидентов Республики Беларусь) должно содержать всестороннее исследование финансового состояния инвестора (инвесторов), его возможностей по осуществлению заявленных инвестиций;
  • иные документы, необходимые для проведения государственной комплексной экспертизы инвестиционного проекта в соответствии с актами законодательства.

В случае если инвестором является иностранное юридическое или физическое лицо и проектом инвестиционного договора предусматривается его заключение на русском или белорусском и иностранном языках, то к заявлению дополнительно прилагается перевод проекта инвестиционного договора на иностранный язык и документ, подлинность подписи переводчика на котором засвидетельствована нотариально.
Справочно
В случае если инвестором (инвесторами) представлен не весь комплект документов, материалы в трехдневный срок с даты получения заявления возвращаются с указанием допущенных нарушений и после их устранения могут быть представлены повторно.

ВАЖНО! 
Если проектом инвестиционного договора предусматривается строительство энергообъекта, использующего возобновляемые источники энергии, в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.08.2015 № 662 инвестор до начала реализации инвестиционного проекта обязан на конкурсной основе получить соответствующие квоты.

Нормативные правовые акты, регламентирующие порядок заключения инвестиционного договора:

  • Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 53-З «Об инвестициях».
  • Декрет Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 (в редакции Декрета Президента Республики Беларусь от 12.11.2015 № 8) «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь»;
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19.07.2016 № 563 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10» (вместе с Положением о порядке заключения, изменения и прекращения инвестиционных договоров между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь; Положением о конкурсе по выбору инвестора (инвесторов) для заключения инвестиционного договора между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь; Положением о порядке ведения Государственного реестра инвестиционных договоров с Республикой Беларусь; Положением о порядке согласования перечня товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных на территории Республики Беларусь (ввезенных на территорию Республики Беларусь) и использованных для строительства, оснащения объектов, предусмотренных инвестиционным договором между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь; Положением о порядке возмещения, освобождения от возмещения, предоставления рассрочки (отсрочки) возмещения Республике Беларусь и ее административно-территориальным единицам сумм льгот и (или) преференций, освобождения от уплаты, предоставления рассрочки (отсрочки) уплаты неустойки (штрафа, пени), предусмотренной инвестиционным договором между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь.);
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.08.2015 № 662 «Об установлении и распределении квот на создание установок по использованию возобновляемых источников энергии».
Кто отвечает за работу уличного освещения в сельских населенных пунктах?
 
Уличное освещение в сельских населенных пунктах относится к коммунально-бытовому обслуживанию населения и находится в компетенции государственных органов управления. В данном случае заказчиком и ответственным лицом по выполнению социального стандарта по уличному освещению выступает местный орган власти (сельский совет, сельский исполнительный комитет, районный исполнительный комитет). Филиалы «Электрические сети» РУП-облэнерго, выполняя письменные заявки местных органов власти, являются лишь техническими исполнителями в части эксплуатации уличного освещения.
Куда обращаться, если не работает уличное освещение в сельских населенных пунктах?
 
В случае возникновения каких-либо нареканий или вопросов по работе уличного освещения граждане должны обращаться в местный орган власти, на территории которого находится сельский населенный пункт. Заявки в сельском совете регистрируются, обрабатываются и направляются в соответствующий район электрических сетей для восстановления работоспособности уличного освещения.
Какие электронагревательные устройства относятся к переносным бытовым единичной установленной мощностью до 3 кВт включительно, подключение которых к электрической сети производится с использованием штепсельных соединений?
 

В соответствии с ГОСТ 18311-80 «Изделия электротехнические. Термины и определения основных понятий», введенным в действие на территории Республики Беларусь постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. № 3:

  • стационарное электротехническое изделие (электротехническое устройство, электрооборудование) – электротехническое изделие (электротехническое устройство, электрооборудование), предназначенное для эксплуатации без перемещения его относительно места установки;
  • переносное электротехническое изделие (электротехническое устройство, электрооборудование) – передвижное электротехническое изделие (электротехническое устройство, электрооборудование), предназначенное для перемещения вручную или во вьюках, или которое можно переносить вручную в процессе работы;
  • передвижное электротехническое изделие (электротехническое устройство, электрооборудование) – электротехническое изделие (электротехническое устройство, электрооборудование), которое допускает перемещение от одного места установки к другому без нарушения его готовности к работе и (или) во время работы. 

В соответствии с ТКП 45-4.04-149-2009 (02250) «Системы электрооборудования жилых и общественных зданий. Правила проектирования» «к стационарно установленному электрооборудованию, даже если оно подключается через штепсельные разъемы, относится не имеющее катков для передвижения электрооборудование весом более 18 кг, а также стационарно закрепленное электрооборудование независимо от веса и наличия катков)».

На основании изложенного, если бытовые электронагревательные устройства единичной установленной мощностью до 3 кВт включительно, подключение которых к электрической сети производится с использованием штепсельных соединений, независимо от его веса и наличия катков стационарно закреплены, они относится к стационарно установленному электрооборудованию и на них не распространяется норма абзаца второго пункта 19 Положения о порядке выдачи органами государственного энергетического надзора заключений на использование электрической энергии для целей нагрева, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.02.2006 №269.

Относятся ли к переносным бытовым электронагревательным устройствам электроводонагреватели?
 

В соответствии с ГОСТ 15047-78 «Электроприборы нагревательные бытовые. Термины и определения», введенным в действие на территории Республики Беларусь постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. № 3, под электроводонагревателем следует понимать стационарный бытовой нагревательный электроприбор для нагрева воды до температуры 85 0С.

Таким образом, поскольку применение электроводонагревателей для целей горячего водоснабжения независимо от единичной установленной мощности и способа подключения к электрической сети требует их стационарной установки и на них не распространяется норма абзаца второго пункта 19 Положения о порядке выдачи органами государственного энергетического надзора заключений на использование электрической энергии для целей нагрева, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.02.2006 №269 (далее- Положение), и при их установке необходимо:

  • получать заключение на использование электроэнергии для целей нагрева в органах госэнергонадзора, в соответствии с требованиями Положения;
  • устанавливать одно дополнительное средство расчетного учета с обеспечением возможности осуществления расчетов по зонам суток, в соответствии с требованиями части второй пункта 134 Правил электроснабжения, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.10.2011 №1394, для расчетов за потребленную электрическую энергию согласно пункту 6 Декларации об уровне тарифов на электрическую энергию, отпускаемую республиканскими унитарными предприятиями электроэнергетики ГПО  «Белэнерго» для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – «электроэнергия, расходуемая на нужды отопления и горячего водоснабжения».
Как рассматриваются обращения при несогласии абонента (потребителя) с суммой ущерба, причиненного энергоснабжающей организации в результате самовольного (бездоговорного) потребления электрической энергии?
 

Энергоснабжающими организациями РУП-облэнерго расчет ущерба, причиненного энергоснабжающей организации в результате самовольного (бездоговорного) потребления электрической энергии, производится согласно Инструкции о порядке перерасчетов (расчетов) за потребленную (потребляемую) электрическую энергию (мощность) в случаях ее самовольного (бездоговорного), безучетного потребления и при иных нарушениях в работе средств расчетного учета электрической энергии и мощности, утвержденной постановлением Министерства энергетики Республики Беларусь от 29 января 2016 г. № 5.

Разрешение данного вопроса возможно в рамках исполнения договора электроснабжения, заключенного между гражданином (бытовым абонентом) РУП-облэнерго. Взаимоотношения между потребителями электрической энергии и энергоснабжающими организациями также регламентируются требованиями Правил электроснабжения, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2011 г. № 1394 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 октября 2015 г. № 895), Гражданского кодекса Республики Беларусь, иных нормативных правовых актов.

Также, согласно п. 53 Инструкции о порядке составления актов о нарушении правил пользования электрической и тепловой энергией (далее – акт), утвержденной приказом ГПО «Белэнерго» от 10.01.2008 № 6, право производить рассмотрение составленных актов при возникновении разногласий между энергоснабжающей организацией и абонентом (потребителем) по составленным актам и другим спорным ситуациям, определять период времени, за который необходимо произвести расчет безучетного потребления энергии по акту, принимать решение об аннулировании составленных актов предоставлено постоянно действующей комиссии энергоснабжающей организации.

Таким образом, рассмотрение подобных обращений по существу и принятие решения по рассматриваемому вопросу находится в исключительной компетенции РУП-облэнерго.
В случае несогласия гражданина с решением РУП-облэнерго по рассматриваемому вопросу данное решение может быть обжаловано в судебном порядке на основании положений Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Вправе ли органы управления садоводческого товарищества обязать членов садоводческого товарищества вынести прибор учета электроэнергии за пределы садового домика?
 

Взаимоотношения в садоводческом товариществе (далее – СТ)  определяются Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 50 «О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ» (далее – Указ) и утвержденным им Положением о садоводческом товариществе (далее – Положение); Типовыми правилами внутреннего распорядка садоводческих товариществ, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 июля 2008 г. № 1048 «О некоторых вопросах реализации Указа Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 50», уставом садоводческого товарищества.

Согласно п. 19 Положения член СТ обязан выполнять требования, установленные решениями общего собрания (собрания уполномоченных), правления. При этом согласно пунктам 19 и 42 Положения правление СТ вправе принять решение об отключении электроэнергии и воды членам СТ, не выполнившим требования, установленные решениями общего собрания (собрания уполномоченных), правления. 

В случае несогласия с решениями органов управления СТ член СТ на основании требований пункта 18 Положения вправе обращаться в суд с требованием о признании недействительными решений общего собрания (собрания уполномоченных), правления, его председателя, а также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

Из каких составляющих для членов садоводческого товарищества формируется сумма оплаты потребленной электроэнергии?
 

В Республике Беларусь садоводческие товарищества (далее – СТ), дачные кооперативы рассчитываются за потребленную электрическую энергию по тарифам, устанавливаемым на уровне тарифов на электрическую энергию для населения. Это определено нормами постановления Министерства экономики Республике Беларусь от 31 декабря 2013 г. № 99.

Вместе с тем, СТ является юридическим лицом, имеет обособленное имущество и самостоятельный баланс, что следует из Положения о садоводческом товариществе, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 50 «О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ» (далее – Указ). Применительно к рассматриваемому вопросу это означает следующее.

В силу сложившейся конфигурации распределительных электрических сетей электроснабжение практически всех садоводческих товариществ осуществляется от воздушных линий электропередачи напряжением 10 кВ (далее – ВЛ-10 кВ), находящихся на балансе энергоснабжающих организаций РУП-облэнерго, по следующей схеме. К ВЛ-10 кВ присоединяется отпайка длиной от нескольких десятков до нескольких сотен метров, к которой, в свою очередь, присоединяется комплектная понижающая трансформаторная подстанция напряжением 10/0,4 кВ (далее – КТП). К данной КТП присоединяются воздушные линии электропередачи напряжением 0,4 кВ (далее – ВЛ-0,4 кВ), от которых происходит непосредственное электроснабжение садовых домиков. Граница раздела балансовой принадлежности электрической сети, как правило, находится в точке присоединения отпайки к ВЛ-10 кВ. Это означает, что отпайка от ВЛ-10 кВ, КТП и ВЛ-0,4 кВ находятся на балансе (в собственности) СТ.

СТ, как юридическое лицо, при оплате потребленной электроэнергии должно производить расчеты по показаниям расчетного электросчетчика, местом расположения которого должна являться граница раздела балансовой принадлежности электрической сети. Как мы выяснили выше, граница раздела балансовой принадлежности электрической сети для садоводческого товарищества находится в электрической сети напряжением 10 кВ. Однако в схемах электрической сети, традиционно применяемых для электроснабжения садоводческих товариществ, организация учета электрической энергии на стороне 10 кВ не представляется возможной. В связи с этим расчетный электросчетчик устанавливается в распределительном устройстве КТП на стороне 0,4 кВ. 

Расчетный электросчетчик СТ учитывает суммарное количество электрической энергии, потребленной электроприемниками всех садовых домиков, и потери электроэнергии во всех ВЛ-0,4 кВ, по которым осуществляется транспортировка электроэнергии от КТП до садовых домиков. При этом СТ должно дополнительно оплатить потери электрической энергии в отпайке от ВЛ-10 кВ и потери электрической энергии в силовом трансформаторе КТП, поскольку эти элементы электрической сети находятся на балансе СТ, а потери электроэнергии в них расчетным электросчетчиком не учитываются.

Таким образом, кроме оплаты электрической энергии, учтенной электросчетчиком садового домика, каждый член СТ обязан принять долевое участие в покрытии затрат на оплату потерь электрической энергии, возникающих в ВЛ-0,4 кВ, в силовом трансформаторе КТП и в отпайке от ВЛ-10 кВ. Членам товарищества также необходимо компенсировать затраты на электрическую энергию, потребленную электроприемниками уличного освещения, здания сторожки, водонапорной башни и других объектов СТ.

Отмечаем, что на основании требований Указа СТ в установленном порядке может передать свои высоковольтные электроустановки на баланс энергоснабжающей организации. После окончания передачи место установки средства расчетного учета электрической энергии совпадет с границей балансовой принадлежности электрической сети, и в адрес СТ не будет выставлять к оплате стоимость технологического расхода электрической энергии на ее транспортировку в высоковольтных электроустановках, ранее находившихся на балансе СТ.

Каков порядок безвозмездной передачи на баланс энергоснабжающей организации средств расчетного учета электрической энергии, установленных в индивидуальных и блокированных жилых домах?
 

В связи с выходом новой редакции Правил электроснабжения поменялись подходы к метрологическому обслуживанию электросчетчиков.

Так пунктом 150 Правил электроснабжения определено, что ремонтное и метрологическое обслуживание, восстановление, проверку работоспособности, плановую замену средств расчетного учета, обеспечивает собственник указанных средств, или организация, в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении которой находятся данные средства, или энергоснабжающая организация на договорной основе. 
Вместе с тем, согласно пункту 156 Правил электроснабжения средства расчетного учета электрической энергии принадлежащие гражданам, проживающим в индивидуальных и блокированных жилых домах, могут безвозмездно передаваться на баланс энергоснабжающей организации. В этом случае дальнейшее ремонтное и метрологическое обслуживание, восстановление, проверка работоспособности, плановая замена таких средств будет осуществляться за счет средств энергоснабжающей организации.

В настоящее время для безвозмездной передачи электросчетчика бытовому абоненту необходимо представить в соответствующее территориальное подразделения энергоснабжающей организации следующий пакет документов:

  • письменное заявление установленной формы;
  • документ, удостоверяющий личность (паспорт, вид на жительство, удостоверение беженца);
  • документ, подтверждающий право собственности объекта электроснабжения;
  • паспорт (формуляр) на счетчик, при наличии, с отметкой о дате его продажи и сроках гарантийных обязательств завода-изготовителя.
Как оплачиваются услуги электроснабжения в случае использования жилого помещения для предпринимательской деятельности, связанной с предоставлением мест для краткосрочного проживания?
 
В случае использования жилого помещения, находящегося в собственности и (или) во владении и пользовании плательщика жилищно-коммунальных услуг, для осуществления предпринимательской деятельности, связанной с предоставлением мест для краткосрочного проживания, плата за услуги электроснабжения вносится по установленным законодательством тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание (п. 12-1 Положения о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 571 (в редакции постановления от 23 марта 2016 г. № 233)).
Как оплачиваются услуги электроснабжения по субсидируемым государством тарифам абонентами, являющимися неработающими пенсионерами, инвалидами, зарегистрированными в жилом помещении по месту пребывания?
 

Плата за услуги электроснабжения по субсидируемым государством тарифам взимается с плательщиков жилищно-коммунальных услуг (абонентов), являющихся неработающими пенсионерами, достигшими возраста, установленного для пенсии по возрасту на общих основаниях, инвалидами, зарегистрированными по месту пребывания, на основании письменного заявления, представляемого исполнителю, и документов, подтверждающих регистрацию по месту пребывания, в оснащенных приборами учета расхода электрической энергии жилых помещениях (одноквартирных жилых домах, квартирах в многоквартирных и блокированных жилых домах).

Для расчетов за услуги электроснабжения по субсидируемым государством тарифам в жилом помещении должен быть зарегистрирован по месту пребывания плательщик жилищно-коммунальных услуг (абонент), являющийся неработающим пенсионером по возрасту или инвалидом. Правовые основания для расчетов по субсидируемым государством тарифам в случае регистрации по месту пребывания в жилом помещении членов семьи абонента (при отсутствии зарегистрированных по месту жительства абонента или членов его семьи) отсутствуют (п. 44 Положения о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 571 (в редакции постановления от 23 марта 2016 г. № 233)).

Как оплачиваются услуги электроснабжения нанимателями частного жилищного фонда, зарегистрированными в жилом помещении по месту жительства?
 
Если между собственником жилого помещения и нанимателем заключен договор найма жилого помещения частного жилищного фонда, и наниматель в данном жилом помещении зарегистрирован по месту жительства, при этом на нанимателя возложены обязанности по оплате жилищно-коммунальных услуг, и функции плательщика в течение срока действия договора найма выполняет не собственник (абонент энергоснабжающей организации), а наниматель, то в данном случае имеются основания для применения в расчетах за потребленную электрическую энергию субсидируемых тарифов с учетом дифференциации в зависимости от объемов потребления.
Как осуществляются расчеты за услуги электроснабжения с собственниками (нанимателями), проживающими в так называемых «коммунальных» квартирах (проживание нескольких собственников в одной квартире (одноквартирном жилом доме) при наличии одного прибора учета электрической энергии)?
 
В случае проживания в одной квартире (одноквартирном жилом доме) нескольких собственников (нанимателей) порядок взимания платы по субсидируемым тарифам с учетом дифференциации в зависимости от объемов потребления электрической энергии, применяется к каждому собственнику (нанимателю) жилого помещения с даты обращения абонентов в энергоснабжающую организацию (по заявительному принципу) при условии, что они не являются членами одной семьи и что произведен раздел жилого помещения с образованием двух и более отдельных жилых помещений или с выделением в собственность изолированных жилых комнат с оставлением подсобных помещений в общем пользовании и в общей долевой собственности, а также при условии, что наниматели жилого помещения заселены по отдельным договорам найма (п. 44 Положения о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда (далее – Положение), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 571 (в редакции постановления от 23 марта 2016 г. № 233)).
Каков порядок расчетов за электрическую энергию, потребленную в жилых домах, не допущенных в эксплуатацию органами госэнергонадзора (в энергоснабжающих организациях заключены договоры электроснабжения строительной площадки) при наличии регистрации по месту жительства плательщика жилищно-коммунальных услуг и (или) членов его семьи?
 

Между энергоснабжающими организациями и гражданами заключаются договоры электроснабжения строительных площадок на период строительства индивидуальных жилых домов. В указанных договорах отражено, что после окончания строительства и регистрации жилого дома в установленном порядке необходимо получение акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон, заключения органов госэнергонадзора о возможности ввода в эксплуатацию электроустановки жилого дома, а также заключение договора электроснабжения жилого дома.

В случае, если после окончания строительства и государственной регистрации жилого дома в территориальных агентствах по государственной регистрации и земельному кадастру, граждане не обратились в энергоснабжающую организацию для допуска электроустановок в эксплуатацию и перезаключения договора электроснабжения на жилой дом и (при этом собственник и (или) члены его семьи зарегистрировались по месту жительства в данных жилых домах), то в данной ситуации, необходимо в установленном порядке осуществить допуск электроустановок в эксплуатацию и заключить договор электроснабжения жилого дома. После выполнения указанных мероприятий расчеты с данными абонентами будут осуществляться по субсидируемым тарифам с момента регистрации собственника и (или) членов его семьи по месту жительства.

Что такое «личный кабинет»?
 

«Личный кабинет» – интернет-сервис, который является точкой доступа к персонифицированной информации о лицевом счете абонента и предназначен для предоставления бытовым потребителям – клиентам энергоснабжающей организации актуальной информации о состоянии своего лицевого счета, совершенных операциях оплаты, переданных показаниях электрического счетчика и т. д. 

Для того чтобы воспользоваться услугами Сервиса, абоненту необходимо зарегистрироваться на сайте, заполнив представленную форму и указав свой номер лицевого счета, адрес электронной почты и контактный телефон. После того как абонент отправит сведения, он переходит на страницу авторизации, где будет указан его личный пароль для входа в систему. Пароль также автоматически направляется на адрес электронной почты абонента. Впоследствии пароль можно будет изменить.

Какие способы оплаты за услуги электроснабжения существуют?
 

Оплату за потребленную электроэнергию граждане могут произвести в любом банке Республики Беларусь, выбрав удобный для плательщика сервис банковского обслуживания (интернет-банкинг, инфокиоск, мобильный банк, касса отделения банка и т.д.), а также в почтовых отделениях РУП «Белпочта». Кроме того, оплату услуг электроснабжения граждане вправе произвести в расчетно-сервисных центрах энергоснабжающих организаций. 
При оплате в АИС «Расчет» (ЕРИП) необходимо последовательно выбрать следующие вкладки:

  • Система «Расчет» (ЕРИП)
  • Населенный пункт (город, область, район)
  • Коммунальные платежи
  • Электро-, теплоснабжение
  • Электроэнергия
  • Ввести номер абонента (лицевой счет)
  • Ввести показания прибора учета, за которые производится оплата
  • Внимательно проверить Ф.И.О., адрес, период, за который совершается платеж, прочие детали выставленного требования к оплате
  • Совершить платеж.

При последующих платежах можно выбрать сохраненные данные.
Учитывая особенности информационного обмена между энергоснабжающей организацией и организациями, осуществляющими прием платежей от населения, для оплаты электроэнергии, потребленной в расчетном периоде, с учетом всех условий (последних оплаченных показаний, объемов, тарифов и т.д.), гражданам рекомендуется производить платежи ежемесячно, один раз в месяц, с 15 по 25 число месяца, следующего за расчетным.

Какие сроки проведения метрологической поверки электросчетчиков?
 

Периодичность осуществления поверки средств измерений (межповерочный интервал), применяемых в сфере законодательной метрологии, устанавливается Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь. Срок проведения метрологической поверки электросчетчика зависит от его типа. Для большинства электронных приборов учета электрической энергии (далее - ПУ), включенных в Государственный реестр средств измерений Республики Беларусь, межповерочный интервал составляет 8 лет. Для индукционных ПУ 1-фазных - 8 лет, для 3-фазных - 4 года.

Узнать межповерочный интервал счетчика электрической энергии можно из информации государственного реестра средств измерений, расположенного на официальном сайте Белорусского государственного института метрологии (http://www.belgim.by/1906/), указав в строке поиска реестра интересуемый тип электросчетчика.

Какой порядок прохождения метрологической поверки электросчетчиков?
 

Для юридических лиц и для бытовых абонентов, у которых приборы учета находятся в их собственности, проведение метрологической поверки электросчетчиков осуществляется:

  • абонентами самостоятельно, с обязательным согласованием указанных работ с энергоснабжающей организацией;
  • либо энергоснабжающей организацией на договорной основе в соответствии с пунктом 150 Правил электроснабжения, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.10.2011 № 1394 (далее – Правила электроснабжения).

Метрологическое обслуживание находящихся на обезличенном обслуживании, а также переданных на баланс энергоснабжающей организации электросчетчиков граждан, использующих электрическую энергию для бытового потребления, осуществляется за счет средств энергоснабжающей организации.

Правила проведения работ по метрологической поверке электросчетчиков определены ТКП 8.003-2011 «Систем обеспечения единства измерений Республики Беларусь. Поверка средств измерений. Правила проведения работ».

Какие организации проводят метрологическую поверку электросчетчиков?
 

Организациями, проводящими метрологическую поверку, являются:

  • региональные органы Государственного комитета по стандартизации;
  • или цеха по ремонту и обслуживанию приборов учета электрической энергии энергоснабжающих организаций с привлечением региональных органов Государственного комитета по стандартизации.

Конкретные адреса региональных организаций, предоставляющих услуги по поверке средств измерений, предназначенных для применения в сфере законодательной метрологии, можно узнать в сбытовых подразделениях энергоснабжающих организаций.

Место обращения для прохождения процедуры метрологической поверки электросчетчиков в энергоснабжающую организацию (в разрезе регионов)?
 
Для процедуры поверки счетчиков электрической энергии потребители, при условии оформления договора на выполнение работ по ремонту, подготовке и поверке средств учета могут обращаться в структурные подразделения филиала «Энергосбыт» или районы электрических сетей (при отсутствии филиала «Энергосбыт»).
Какая стоимость проведения замены и метрологической поверки электросчетчиков для юридических и физических лиц?
 
Стоимость отпускных цен на услуги потребителям по обслуживанию средств учета электроэнергии, оказываемые подразделениями энергоснабжающих организаций, определена соответствующими прейскурантами.
Какая ответственность за непрохождение метрологической поверки электросчетчиков в установленные сроки?
 

Использование счетчиков с истекшим сроком метрологической поверки в соответствии с пунктом 3.9. Правил электроснабжения является безучетным потреблением электрической энергии (мощности).

В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 571 (далее – Постановление № 571) факт безучетного потребления электроэнергии удостоверяется актом о бездоговорном (безучетном) потреблении электрической энергии (далее – Акт).

Со дня составления акта до момента устранения безучетного потребления, но не более двух расчетных периодов (месяцев), нарушения в работе средства расчетного учета не по вине абонента (гражданина), плата за потребляемую электрическую энергию для абонента (гражданина) исчисляется исходя из среднесуточного потребления электрической энергии за расчетный период после устранения безучетного потребления, нарушения в работе средств расчетного учета не по вине абонента (гражданина) - по субсидируемым тарифам для населения.

При неустранении безучетного потребления электроэнергии свыше двух расчетных периодов (месяцев) плата исчисляется за услуги электроснабжения  на основании норм (нормативов) потребления, установленных местными исполнительными и распорядительными органами, по тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание этих услуг.

В соответствии с частью 2 статьи 23.13. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, применение в сфере законодательной метрологии неисправных средств измерений, средств измерений, не прошедших в установленном порядке поверку или калибровку, нарушение методик выполнения измерений либо правил пользования средствами измерений - влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.

Место обращения потребителя в случае необходимости снятия пломбы на электросчетчиках по различным причинам?
 

А. В случае необходимости проведения ремонта необходимо обратиться в сбытовые подразделения энергоснабжающих организаций для подачи письменного заявления о распломбировке счетчика, с целью последующего выезда представителя энергоснабжающей организации для проверки счетчика, его распломбировки и составления Акта (перевод абонента в разряд безучетных).

Б. В случае возгорания в контактном узле. В соответствии с пунктом 157 Правил электроснабжения для устранения аварийных ситуаций абонент имеет право снять пломбу (пломбы) энергоснабжающей организации  с сообщением об этом в течение суток в энергоснабжающую организацию.

В. В случае обнаружения отсутствия пломбы по неизвестным причинам. В соответствии с пунктом 218 Правил электроснабжения гражданин, в случае обнаружения повреждения средства расчетного учета и (или) срыва пломбы (пломб), установленной (установленных) на таком средстве, а также на автоматическом выключателе и других коммутационных аппаратах, обязан сообщить об этом в энергоснабжающую организацию.

Какой порядок фиксации и контроля за ходом рассмотрения обращения потребителя о необходимости опломбирования (есть ли звукозапись, запись в журнале, как доказать факт обращения?
 

Фиксация и контроль за ходом рассмотрения обращений потребителей по вопросам опломбировки средств расчетного учета электрической энергии осуществляется ведением специальных журналов. Для  юридических лиц также производится регистрация в журналах входящей корреспонденции писем.

Справочно: система звукозаписи установлена на всех номерах телефонов в абоненских отделах РЭС РУП «Гродноэнерго», в Сервисно-расчетном центре филиала «Энергосбыт» РУП «Гомельэнерго», в справочных службах филиала «Энергосбыт» РУП «Минскэнерго».

Какие меры ответственности потребителя за отсутствие пломб на электросчетчиках?
 

В соответствии с пунктом 240 Правил электроснабжения потребитель несет ответственность за повреждение или срыв пломбы, наложенной представителем энергоснабжающей организации, в соответствии с законодательством.

Повреждение или срыв пломб, наложенных энергоснабжающей организацией в соответствии с пунктом 3.9. Правил электроснабжения является безучетным потреблением электрической энергии (мощности). В соответствии с Постановлением № 571 факт безучетного потребления электроэнергии удостоверяется актом о бездоговорном (безучетном) потреблении электрической энергии (далее – Акт).

В соответствии с пунктом 215 Правил электроснабжения при безучетном потреблении электрической энергии, подтвержденном Актом, составленным энергоснабжающей организацией в присутствии гражданина (абонента) или совершеннолетнего члена его семьи по форме, определяемой Министерством энергетики, энергоснабжающая организация производит перерасчет за предыдущие расчетные периоды начиная с даты:

 последнего достоверного снятия и регистрации представителем энергоснабжающей организации показаний средства расчетного учета;

 либо со дня предыдущей проверки средства расчетного учета, в том числе измерительных трансформаторов тока, если иной меньший срок документально не подтвержден абонентом (но не более срока исковой давности), в порядке, определенном Министерством энергетики, по тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание услуг электроснабжения.

Согласно пункту 154 Правил электроснабжения в случае установления факта безучетного потребления электрической энергии (мощности) устранение данного безучетного потребления (ремонт, замена, государственная поверка средства расчетного учета, восстановление электропроводки расчетного учета, пломб на средствах расчетного учета, коммутационных аппаратах или клеммниках, установленных в электрических схемах расчетного учета, на дверях ячеек с измерительными трансформаторами напряжения) производится за счет абонента.

Какие сроки реализации обращения потребителя в энергоснабжающую организацию по опломбировке электросчетчика?
 

Реализация обращений юридических лиц по опломбировке электросчетчиков осуществляется, как правило, в срок не более 15 дней с даты поступления оплаты, либо при оказании услуг бюджетным организациям и сельскохозяйственным предприятиям - с даты регистрации заявки в журнале входящей корреспонденции.

Реализация обращений бытовых абонентов осуществляется в сроки:

  • до 15-ти дней для сельских населенных пунктов;
  • до 5-ти дней для  городов с даты регистрации заявки, либо в случае платной услуги – с даты оплаты.
Чем регламентировано требование выноса электросчетчиков за пределы границ домо/землевладения?
 

Требование по установке средства расчетного учета электрической энергии и (или) мощности вне одноквартирных блокированных жилых домов за пределами либо на границе участка в отдельном запираемом металлическом шкафу указаны в:

  • пункте 136 Правил электроснабжения;
  • пункте 18.12 Технического кодекса установившейся практики ТКП 45-4.04-149-2009 (02250) «Система электрооборудования жилых и общественных зданий. Правила проектирования»;
  • пункте 8.6.13 (в редакции Изменения № 1 от 01.03.2014) Технического кодекса установившейся практики ТКП 339-2011 (02230) «Электроустановки на напряжение до 750 кВ. Линии электропередачи воздушные и токопроводы, устройства распределительные и трансформаторные подстанции, установки электросиловые и аккумуляторные, электроустановки жилых и общественных зданий правила устройства и защитные меры электробезопасности. Учет электроэнергии. Нормы приемо-сдаточных испытаний».
Какая ответственность  потребителя за необеспечение доступа к электросчетчику для представителей энергоснабжающей организации?
 
В соответствии с пунктом 213 Правил электроснабжения в случае необеспечения в течение двух расчетных периодов (месяцев) доступа уполномоченного представителя энергоснабжающей организации и (или) органов госэнергонадзора при предъявлении служебного удостоверения к электроустановкам и средствам расчетного учета для снятия показаний с таких средств, контроля за выполнением требований настоящих Правил, технических нормативных правовых актов, устанавливающих требования к устройству, энергоснабжающая организация имеет право в порядке, определенном в части первой пункта 227 настоящих Правил, обязать абонента вынести вводное устройство со средствами расчетного учета электрической энергии за (на) границу земельного участка, находящегося в собственности (пожизненном наследуемом владении, пользовании, аренде) гражданина.
Каков порядок безвозмездного принятия электросетевых объектов на баланс энергоснабжающих организаций, входящих в состав ГПО «Белэнерго»?
 

Существуют варианты принятия электросетевых объектов на баланс энергоснабжающих организаций:

  • принятие построенных и зарегистрированных в установленном порядке электросетевых объектов;

  • принятие завершенных строительством, но не зарегистрированных в установленном порядке электросетевых объектов, на основании акта о передаче затрат, произведенных при создании объекта, и документов, подтверждающих завершение их строительства и соответствие проектной документации.

Нормативные правовые акты, регламентирующие порядок принятия электросетевых объектов:

  • Гражданский кодекс Республики Беларусь;

  • Закон Республики Беларусь от 22 июля 2002 г. "О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним";

  • Указ Президента Республики Беларусь от 4 июля 2012 №294 "О порядке распоряжения государственным имуществом";

  • Указ Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 №72 "О мерах по государственному регулированию отношений при размещении и организации строительства жилых домов, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры";

  • Указ Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. №50 «О мерах по упорядочению деятельности садоводческих  товариществ»;

  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 03.10.2012 № 905 "О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 4 июля 2012 г. №294 и внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь";

  • Постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.04.2011 №13 "Об установлении форм первичных учетных документов в строительстве ";

  • Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 22.04.2011 №23 "Об установлении форм акта о приеме-передаче основных средств, акта о приеме-передаче нематериальных активов и утверждении Инструкции о порядке заполнения акта о приеме-передаче основных средств и акта о приеме-передаче нематериальных активов»;

  • Инструкция о порядке определения стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 14.05.2007  №10.

Критерии оценки возможности безвозмездного принятия электросетевых объектов на баланс энергоснабжающих организаций:

  • территориальное расположение электросетевого объекта в зоне ответственности областного предприятия электроэнергетики;

  • непосредственное подключение принимаемых на баланс электросетевых объектов к электрическим сетям областного предприятия электроэнергетики, осуществляющего приёмку;

  • технически исправное состояние и пригодность для дальнейшей безопасной эксплуатации.

Электросетевые объекты, не подлежащие принятию на баланс энергоснабжающих организаций:

  • Объекты, находящиеся на момент приема-передачи в неудовлетворительном техническом состоянии, физически изношенные и морально устаревшие.

  • Объекты время эксплуатации которых превысило расчетный период заложенный в нормы амортизационных отчислений на реновацию.

  • Объекты, находящиеся на закрытой территории предприятий или на иной охраняемой территории с режимной пропускной системой.

  • Объекты, незадействованные в транзите электрической энергии другим потребителям, кроме передающей стороны, за исключением объектов Министерства образования, Министерства здравоохранения, а также объектов, осуществляющих энергоснабжение жилищного фонда и других социально значимых объектов.

  • Объекты напряжением 0,4 кВ (низковольтное оборудование, кабельные КЛ-0,4 кВ и воздушные ВЛ-0,4 кВ линии) садоводческих товариществ, дачных поселков и гаражных кооперативов.

  • Внутрицеховые распределительные сети напряжением 0,4-10 кВ, трансформаторные подстанции, а также встроенные в производственные цеха предприятий.

Порядок рассмотрения обращений о принятии на баланс электросетевых объектов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:  

  • Обращение в филиал «Электрические сети» республиканского унитарного предприятия электроэнергетики.

  • Комиссионное обследование подлежащего передаче электросетевого объекта.

  • Принятие комиссией решения о целесообразности приёмки электросетевого объекта.

  • Подготовка и направление пакета документов, необходимых для принятия решения о передаче электросетевого объекта.

  • Принятие электросетевого объекта на баланс энергоснабжающей организации.

Перечень документов, необходимых для принятия на баланс энергоснабжающей организации зданий, сооружений, передаточных устройств от юридических лиц, в том числе, коммунальной формы собственности, определен пунктом 10.2 Порядка подготовки проектов решений о распоряжении имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.10.2012 №905 (далее – Порядок).

Перечень документов, необходимых для принятия на баланс оборудования от юридических лиц, в том числе, коммунальной формы собственности, определен пунктом 17 Порядка.

Перечень документов, необходимых для принятия на баланс зданий, сооружений, передаточных устройств от организаций республиканской формы собственности определен пунктом 7 Порядка.

Перечень документов, необходимых для принятия на баланс оборудования от организаций республиканской формы собственности определен пунктом 15 Порядка.

Принятие электросетевых объектов завершенных строительством, но не зарегистрированных в установленном порядке в качестве объектов недвижимого имущества, осуществляется на основании акта о передаче затрат в соответствии с пунктом 1.9 Указа Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. №72.


Закрыть
Форма записи на прием

 
 
 
 
 
captcha